Ученые впервые сняли на видео химическую связь между двумя атомами металлов

21.01.20

Ученым из Великобритании и Германии впервые удалось снять на видео химическую связь между двумя атомами тяжелого металла рения. Во время эксперимента они наблюдали, как эта связь несколько раз распадалась и формировалась заново. Кроме того, они увидели, как эта связь  меняется со временем. Снимки опубликовал научный журнал Science Advances.

Так ведет себя химическая связь между атомами рения

«Мы впервые проследили и сняли на видео формирование, эволюцию и разрушение химической связи на уровне отдельных атомов. Изучение связей между атомами тяжелых металлов крайне важно для химии, особенно для понимания магнитных, электронных и каталитических свойств тех материалов, в состав которых они входят»,

— рассказывает один из авторов работы, профессор Ноттингемского университета (Великобритания) Андрей Хлобыстов.

Поместив молекулу в «пробирку» из нанотрубки, ученые обстреляли ее пучками электронов. С помощью электронного микроскопа они проследили за тем, как менялось ее устройство по мере движения рения через нанотрубку. В результате удалось подсчитать даже число пар электронов, которые участвовали в формировании новых связей.

«Нанотрубки помогали нам вылавливать атомы или молекулы и располагать их там, где нужно. В данном случае мы захватили два атома рения и соединили их друг с другом, сформировав молекулу Re2. Рений можно легко увидеть в атомный микроскоп – он намного темнее окружающих его легких атомов благодаря его большому зарядовому числу»,

— пояснил Хлобыстов.

Выяснилось, что в процессе четыре пары частиц образуют четверную связь между атомами рения. За несколько мгновений перед распадом молекулы эти электроны вели себя совсем не так, как предсказывала теория.

Эти сведения, как отмечают исследователи, помогут их коллегам уточнить каталитические свойства рения и найти ему другие полезные применения.