В ЦЕРН уточнили свойства загадочной частицы X(3872)

28.05.2020

Ученые ЦЕРН объявили о новых данных, полученных при анализе частицы X(3872), которая в считается самой таинственной. Обычно после открытия частицы ученым достаточно двух лет, чтобы понять ее внутреннюю структуру. С X(3872) у ученых за 17 лет все еще не появилось единого мнения.

Большинство физиков считают, что что X(3872) – это обычное связанное состояние c-кварка и анти-c кварка, и молекула одновременно. То есть хитрое гибридное состояние, в котором иногда проявляются молекулярные свойства, а иногда свойства c и анти-c кваркония. Один из способов разобраться в том, является ли частица молекулой или нет – попытаться определить разницу между массой X(3872) и суммой масс D0 и D*0 мезонов, и понять, положительная она или отрицательная.

«Мы измерили с высокой точностью (в 3 – 4 раз лучшей, чем предыдущие эксперименты) массу, и впервые увидели, что частица X(3872) имеет конечную ширину, то есть ее ширина не ноль, как мы предполагали ранее, и вычислили разницу между массой X(3872) и суммой масс D0 и D*0 мезонов , – рассказывает старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики им. А.И. Алиханова НИЦ «Курчатовский институт» Иван Беляев.

По словам ученого, разница оказалась меньше, чем погрешность измерения, так что пока нельзя сказать положительная она или отрицательная. Но и это еще не все. Ширина X(3872) значительно больше (почти в десять раз), чем рассчитанная разница между массами.

“Все это означает, что частица должна иметь нестандартную форму и описываться сложной функцией. Используя нетривиальный для области энергий эксперимента LHCb метод поиска полюсов комплексной амплитуды, нам удалось «пощупать» форму X(3872). С вероятностью в пределах двух сигм мы можем экспериментально сказать, что в этой частице есть большая компонента из связанных D0 и D*0 частиц, т.е. есть основания полагать, что X(3872) в большей степени является молекулой», — отметил Беляев.

Полученные результаты – важный шаг в исследовании такой замечательной и загадочной частицы, но впереди еще много работы для полного понимания природы данного явления.