Томские ученые выяснят причины «математической тревожности»

30.01.20

В последние годы многие школьники намеренно избегают выбора специальностей, связанных с математикой. Одна из причин — так называемая «математическая тревожность». Она проявляется чувством беспокойства в ситуациях, связанных с необходимостью решать математические задачи, и уклонении от ситуаций, связанных с вычислениями.

Цель проекта, начатого специалистами Томского государственного университета, – изучить психологическую, физиологическую, нейрофизиологическую связь проявлений математической тревожности (МТ) и проанализировать методы ее регуляции. Также планируется выяснить связь между математической и другими видами тревожности, когнитивными показателями и качеством решения математических задач.

«В исследованиях показано, что при росте уровня математической тревожности снижаются показатели математической успеваемости. Актуальность исследования математической тревожности обусловлена тем, что все более востребованными становятся специалисты, получившие образование технического профиля, или STEM: специалисты из областей науки, технологий, инженерии и математики. В связи с этим необходимо понимать особенности математической тревожности и знать, как регулироовать это эмоциональное состояние»,

– объясняет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета Дарья Мацепуро.

Между тем, анализ современных работ по обозначенной тематике указывает на недостаточность понимания связей между математической тревожностью и математической успеваемостью, когнитивными способностями и другими видами тревожности, а также физиологическими и нейрофизиологическими показателями.

Исследования, направленные на изучение методов, снижающих отрицательное влияние МТ, ведутся. Но пока они достаточно противоречивы и, как правило, выполнены без привлечения объективных физиологических и нейрофизиологических методов.

В Томске работа по изучению математической тревожности ведется в лаборатории когнитивных исследований с 2012 года, сейчас исследователи подошли к тому этапу, когда необходимо серьезно изучить не только саму тревожность, но и методы ее регуляции. Ведь более 40% школьников и около 25% студентов имеют математическую тревожность выше среднего. Кроме того, исследования по изучению методов снижения математической тревожности не проводились в России.

«Сейчас мы получили грант на три года и сможем изучить феномен как с психологической, так и с нейрофизиологической точки зрения»,

– отметила руководитель проекта Елена Есипенко.

Планируется изучить физиологические (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, артериальное давление) и нейрофизиологические (спектральные показатели ЭЭГ и характеристики функциональных сетей покоя фоновых записей) корреляты математической тревожности. Исследование будет проводиться с участием студентов младших курсов томских вузов, у которых математика идет в цикле общего блока предметов. К работе будут привлечены преподаватели из ТПУ и СибГМУ.

По результатам проекта исполнители планируют разработать психологическую программу эффективного регуляции математической тревожности, а также рекомендации для учреждений среднего и высшего образования.

Пресс-служба ТГУ

Нет комментариев