Казанские ученые придумали материал для повышения урожая

18.09.20

Учеными Казанского национального исследовательского технологического университета создан и запатентован материал, преобразующий УФ-излучение в яркую оранжево-красную люминесценцию Eu(III). Эта малопонятная для далекого от премудростей химии человека новость  сулит большие возможности для аграриев – в скором будущем новое покрытие, нанесенное на стекла их парников, поспособствует повышению урожайности.

Достоинства и перспективы многообещающего изобретения нашей газете раскрыл один из руководителей проекта — доктор химических наук, заведующий кафедрой технологии косметических средств КНИТУ Андрей Александрович Князев. По его словам, в современных крупных теплицах урожай приходится выращивать с помощью света электрических ламп, заменяющих растениям солнце. Это очень затратно, и было бы неплохо использовать вместо электричества естественный солнечный свет, однако минеральное стекло, используемое для парников, не пропускает основную часть его спектра. Но если нанести на стекло слой нового покрытия, ультрафиолет преобразуется в красный свет, который не только беспрепятственно проникает в теплицу, но и благотворно влияет на созревание плодов.

Светотрансформирующие покрытия в мире известны и применяются — это, например, полиэтиленовые пленки с вкраплениями красных частиц, популярные в небольших хозяйствах. Однако аналогов «светопреобразующей полимерной композиции», которую создали ученые КНИТУ, больше нигде пока нет. Главное достоинство покрытия в том, что оно необычайно стойкое и может держаться на стекле годами, выдерживая солнечные лучи, осадки и перепады температур. Любой другой «краситель» быстро выгорит и не сможет создавать ту самую оранжево-красную люминесценцию Eu(III), столь полезную для растений. Несомненным достоинством является простота нанесения уникального материала – он распыляется из аэрозольного баллона подобно автомобильным краскам. Но, в отличие от последних, токсичных веществ в атмосферу не выделяет.

Практические испытания новинки сейчас идут на уровне лабораторных экспериментов с растениями, предлагать продукт крупным тепличным хозяйствам еще рано.

Мы планируем создать совместно с биологами экспериментальную теплицу, чтобы вместе посмотреть, как применение  нашего материала повлияет на контрольные группы растений. В зависимости от результатов уже можно будет выходить на контакт с тепличными хозяйствами и фермерскими хозяйствами для более масштабных практических испытаний, если кто-то из них заинтересуется, но это пока отдаленная перспектива»,

— рассказал Андрей Князев. И неожиданно добавил, что сельское хозяйство – далеко не единственная область применения созданного светотрансформирующего покрытия.

Его планируется использовать еще при создании органических светодиодов, оптоволокна, световых меток для перспективных денежных купюр, «умных окон», способных поддерживать тепло в помещениях с помощью инфракрасного излучения и даже  перестраиваемых лазеров с изменяемым узким излучением в широким диапазоне длин волн. Но это, что называется, уже совсем другая история.

Николай Коновалов