Астрономами раскрыта тайна марсианского полюса

02.02.2020

Несколько десятилетий астрономы пытались найти причину образования огромной ледяной шапки на южном полюсе Марса. Состоящая из слоев замерзшего углекислого газа и водяного льда, она имеет глубину почти 1 км. Теоретически подобная структура существовать не может, так как «сухой лед» (лед СО2) менее термически стабилен, чем водяной.

Планетологам Калифорнийского технологического института удалось разгадать эту загадку. Ученые разработали модель, где учитываются сразу несколько факторов, сообщается на Phys.org. Среди них — изменение угла наклона оси Красной планеты, увеличение атмосферного давления (оно происходит, когда лед превращается в газ) и то, как эти типа льда («сухой» и водяной) отражают солнечные лучи.

Колебания Марса меняли интенсивность и количество солнечного света, который долетал до южного полюса. Когда света было мало, «сухой лед» накапливался, а в периоды солнечной активности сублимировался, переходя из твердого состояния в газообразное. Время шло, и изменения климата Красной планеты приводило к тому, что не весь «сухой лед» переходил в газ — так складывались последовательные слои. Самый глубокий и древний из них сформировался около 510 тыс. лет назад, после периода экстремального солнечного света, когда весь углекислый газ уходил в марсианскую атмосферу. Разгадка тайны ледяной марсианской шапки поможет ученым понять историю планеты и эволюцию ее климата.

Изображение: NASA / JPL / Malin Space Science Systems.