Что скрывает лед Энцелада

15.12.19

Энцелад — спутник Сатурна, интересует ученых так же сильно, как луна Юпитера — Европа.

Достаточно просто взглянуть на почти белый Энцелад, который состоит в основном из водяного льда, чтобы понять его необычность в Солнечной системе. Предполагается, что Энцелад покрыт слоем льда, толщина которого достигает 30-40 километров на южном полюсе и 60 километров в районе экватора.

Диаметр Энцелада 500 километров, и он почти весь испещрен загадочными полосами.  Их длина может достигать 130 километров, а расположены друг от друга примерно на расстоянии 35 километров друг от друга.

Энцелад геологически активен: это одно из трёх небесных тел во внешней Солнечной системе(наряду со спутником Юпитера Ио и спутником Нептуна Тритоном), на которых наблюдались активные извержения. На полюсах, где полос почти нет, межпланетная станция «Кассини» сфотографировала в 2005 году мощные гейзеры из струй пара и ледяной крошки. Ученые предполагают, что подо льдом может находиться океан глубиной до ста километров.

Теоретически подтверждено наличие органических молекул и водорода, так что на Энцеладе вполне возможна жизнь.

Так что же породило эти загадочные отметины на спутнике Сатурна? Сотрудник Научно-исследовательского института Карнеги Дуглас Хемингуэй рассчитал, что первая полоса возникла из-за напряжения льда, связанного с действием гравитационных приливных сил между Сатурном и его спутником. Первый прорыв напряжения поверхности, скорее всего, возник в случайном месте.

Затем, согласно расчетам, дополнительный вес льда привел к новым разломам, впрочем, это происходит каждый год и на нашей планете, так что ситуация на Энцеладе вполне напоминает земную. Но вот земные льды движет океан, а не планета, так что вопрос о подземном океане Энцелада по-прежнем остается загадкой.