Crew Dragon. Новый этап пилотируемой космонавтики

27.05.2020

ПРО ЧТО ЭТО

Если вы не следите, то рассказываем. Сегодня в 23:33 по московскому времени с мыса Канаверал запустят Crew Dragon. Да, они летали и до этого. Но в этот раз на борту впервые будут астронавты: Дуглас Хёрли и Роберт Бенкен (у каждого по 2 космических полета за плечами).

Дуглас Херли и Роберт Бенкен на генеральной репетиции старта. 23 мая 2020 года. Kim Shiflett / NASA

Если всё пойдет по плану, то США впервые после почти девятилетнего перерыва отправятся на Международную космическую станцию не на российском «Союзе», а на американском корабле компании SpaceX. Илон Маск сейчас, как вы понимаете, весь на нервах.

КАК ЭТО БУДЕТ

На орбиту корабль выведет ракета-носитель Falcon 9, также спроектированная SpaceX. Через девять минут после старта корабль отделится от второй ступени ракеты-носителя и начнет самостоятельное путешествие к МКС. В целом полет до станции займет около 19 часов. За это время астронавты проверят возможность ручного управления кораблем.

Стыковка корабля с МКС намечена на 18:29 по московскому времени 28 мая. А в 20:55 запланировано открытие люка и переход астронавтов с корабля в МКС. Любой желающий может уже сейчас увидеть этот процесс в симуляторе на сайте SpaceX и попробовать свои силы в управлении космическим кораблём.

Как сообщили в НАСА, Crew Dragon способен находиться на орбите около 100 суток, но продолжительность нынешнего демонстрационного полета будет определена позднее, в зависимости от сроков подготовки следующего старта.

На случай возникновения нештатной ситуации, в разных точках Атлантического океана размещены спасательные суда. НАСА, естественно, обратились за помощью к военным. Те держат наготове водолазов, вертолеты и другие средства, которые могут понадобиться при проведении спасательной операции.

«Для нас это исключительно важный момент. Вся страна сможет увидеть нечто поразительное — впервые за девять лет американские астронавты на американском корабле стартуют с американской территории к Международной космической станции. Это изменит всю процедуру доставки астронавтов и грузов на МКС и будет способствовать коммерческой деятельности на околоземных орбитах», — заявил директор НАСА Джим Брайденстайн.

Скорее всего, он уже знал, что на запуске будет присутствовать президент США Дональд Трамп, что лишь подчеркивает значимость события. Но не меньше Маска и Трампа сейчас переживают и в Роскосмосе.

ПОЧЕМУ ПЕРЕЖИВАЮТ В РОСКОСМОСЕ

Причины понятны. Вот-вот российская компания перестанет быть монополистом в доставке космонавтов на МКС. Да и вообще в космосе. Но, во-первых, переживать рано. Во-вторых, есть мнение, что переживать вообще не нужно. Ведь первый пилотируемый полет SpaceX — это хорошо для всех участников космической деятельности.

Мы созвонились с ведущим научным сотрудником отдела космической динамики и математической обработки информации ИКИ РАН Натаном Эйсмонтом и, среди прочего, он сказал, что это тот случай, когда запуск ракеты может оказаться гигантским прыжком и для него лично, и для всего человечества.

«На мой взгляд, это стимулирует дальнейшее развитие. Потому что до сих пор вот те аппараты, которые используются для пилотируемых полетов они, вообще говоря, изначально были разработаны довольно давно, даже неудобно говорить как давно. Конечно же совершенно изменились у них… система управления другая, методы пилотирования другие, но все-таки в основе — это довольно таки пожилые аппараты. И появления нового игрока, конечно, стимулирует более серьезное отношение к пилотируемой космонавтике и со стороны Роскосмоса тоже», — поделился своим мнением Эйсмонт.

Другими словами, вот-вот станет понятно, что не только русские могут отправить человека на МКС. А значит спрос на космос начнет расти. И пусть победит сильнейший.

Но, помимо самой гонки, присутствие второго игрока очень важно с точки зрения безопасности. Интерес к космосу постоянно растет. Там проводят больше времени, больше экспериментов, испытывают больше разнообразных спутников и приборов. А много, увы, не значит «надёжно».

«Если Dragon подтвердит свою надежность, то в общем это будет означать надежность не только для американских участников программы пилотируемых полетов, но это и для участников программы пилотируемых полетов вообще. Потому что, конечно, можно разработать, и это будет сделано безусловно, такие методы, которые позволят в случае нештатных ситуаций пользоваться поддержкой партнеров. Ну, слава Богу, у нас ситуаций таких не было, но всегда опасность такая существует», — отмечает Натан Эйсмонт.

А СПРАВИЛИСЬ БЫ БЕЗ РУССКИХ?

Да. Хотя, как признался руководитель программы полетов к МКС Кирк Ширман, российские специалисты помогали подготовиться к запуску пилотируемого корабля Crew Dragon к МКС в режиме онлайн. Что именно делали он не уточнил, но по его словам, они поддерживали контакты с NASA со времени первого демонстрационного полета корабля без экипажа к МКС в марте, и особо отметил, что такие обсуждения стали возможны в условиях, когда между специалистами США и России установились «отличные контакты и доверие».

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО CREW DRAGON и NASA

Crew Dragon — модификация грузового корабля Dragon, который уже доставляет грузы на МКС. В автоматическом режиме этот корабль был отправлен к станции с помощью ракеты-носителя Falcon-9 2 марта 2019 года и пристыковался к ней на следующий день. Ракета-носитель Falcon-9 (англ. «Сокол-9») частично многоразового использования была разработана компанией SpaceX в 2005-2008 годах и предназначена для вывода на орбиту многоразового космического корабля Dragon, а также спутников различного назначения.

NASA прекратило пилотируемые полеты в 2011 году после завершения программы использования возвращаемых кораблей Space Shuttle. С тех пор астронавты доставляются на МКС российскими «Союзами». Первоначально предполагалось, что американские коммерческие корабли начнут осуществлять пилотируемые полеты в 2017 году.

О ЧЁМ ЕЩЕ МОЖНО ПОДУМАТЬ

Ну, например о том, что все забыли про третьего игрока. В затылок Роскосмосу дышали не только в Space X, но и в Boeing со своими проектом космического корабля Starliner. А когда 21 апреля 2019 года при наземных испытаниях двигателей капсулы Crew Dragon произошел взрыв, они едва не вырвались на первое место. Собственно, они продолжают борьбу. И сегодняшний запуск только подогреет их энтузиазм.

Честно говоря, того же хотелось бы и от Роскосмоса, который всё откладывает запуск корабля «Орёл» (прежнее название — «Федерация»). Да, его ведь так и не запустили.

Работа над ним началась еще в 2009 году. Его планировалось отправить в первый автономный испытательный полет в низкоорбитальной модификации в 2017-м — на новой ракете-носителе «Ангара-А5П». Но построить вовремя не смогли ни корабль, ни ракету, ни стартовую площадку (Браво!). Сначала запуск перенесли на 2021 год, затем на 2022-й, а сейчас, вроде как, на 2023-й.

Роскосмос, конечно, молодец. Но, согласитесь, что-то явно пошло не так. И пощечину от SpaceX они заслужили. Ещё можно пофантазировать, где был бы сейчас Маск с бюджетами российского агентства. Но мы сохраним патриотизм и будем верить, что запуск Crew Dragon станет волшебным толчком для «наших», которые вот-вот всех догонят и перегонят.

А.Жуков