«Микробный отпечаток» остается у астронавтов после жизни на МКС

18.05.2020

Для будущих полетов к дальним звездам надо знать и учитывать многое. В том числе и то, как будут взаимодействовать населяющие организм человека бактерии с окружающей средой космической станции. Ответу на этот вопрос были посвящены исследования американских ученых. специалисты взяли мазки из носа, с языка, ушей, пробы кожи лба и предплечья, образцы слюны и крови у одного из астронавтов перед полетом к МКС и по его возвращении на Землю.

«Поскольку на станции очень чистая среда, мы ожидали уменьшения разнообразия кишечника в космосе по сравнению с предполетным или постполетным исследованием, потому что астронавты менее подвержены воздействию бактерий окружающей среды. Хотя пища, которую они едят, не стерильна, у нее очень низкая бактериальная нагрузка, — говорит Эрнан Лоренци, ведущий автор исследования

Но выяснилось, что в космосе микробиом кишечника человека был более разнообразным, чем на Земле. В обычных условиях это означает, что организм более устойчив к заболеваниям. Что это может значить в условиях пребывания на МКС — ученые пытаются понять. Возможно, правда, причина появления новых микроорганизмов в кишечнике кроется в большом количестве продуктов на станции. Чтобы члены экипажа питались разнообразно, им предоставляют более 200 вариантов еды и напитков. А вот в том, в том, что касается образцов с поверхности кожи, — было выяснено, что на ней уменьшилось количество протеобактерий. Эти бактерии защищают человека от кожных реакций — от сыпи, например.

Кроме того, выяснилось, что человек, находясь на борту МКС, тоже влияет на ее среду. Микробные следы, оставленные астронавтами, во многом совпадали с микробиомом станции.

«Микробиом станции имел тенденцию напоминать состав микробиома кожи астронавтов, которые в тот момент жили в космосе», — считает Лоренци. — Кожа человека начинает влиять на микробиом станции».

Специалисты отметили, что бактериальное сходство оставалось у астронавта в течение 4-х месяцев после возвращения на Землю.