Обнаружено зарождение новой планетарной системы

03.12.2019

Изучение диска вокруг звезды в созвездии Весов, вероятно, поможет ученым разобраться в процессе формирования планет — в частности, «населяющих» Солнечную систему. Протопланетный диск звезды HD 141569A, состоящий из двух сегментов — внутреннего и внешнего- был открыт еще в 1999 году. Теперь же международная группа ученых во главе с Хуаном Себастьяном Бруззоне из Университета Западного Онтарио в Канаде с помощью поляриметрических наблюдений и анализа электромагнитного излучения обнаружила еще одно кольцо — оно  расположено еще ближе к звезде. Наблюдения свидетельствуют: возможно, у звезды формируется своя планетарная система. Результаты исследования доступны на сайте arXiv.
Звезда HD 141569A еще молодая — ей около 5 млн лет. Она находится от нас на расстоянии 320 световых лет, в три раза массивнее и в 22 раза ярче Солнца. Колец у звезды пять, но два последних еще не открыты, они существуют пока только в цифровой модели. Новые только зарождающиеся планеты расположатся, как считают ученые, в «прорехах» между кольцами. Примерно по такому же сценарию, считают исследователи, все происходило и при образовании Солнечной системы, которая возникла из протопланетного диска, «ошметки» которого сохранились в виде «строительного мусора». Это так называемый пояс Койпера, образовавшийся 4,6 млрд лет назад на расстоянии 35-48 а.е. (астрономических единиц) от Солнца. Состоят объекты пояса Койпера в основном из ледяных тел, состоящих из метана, аммиака и воды.
Любопытно, что диск вокруг звезды HD 141569A находится на промежуточном этапе своей эволюции это что-то среднее между протопланетным и остаточным диском. И это первое переходное состояние околозвездного диска, которое удалось увидеть ученым. Они, как говорилось выше, надеются, что наблюдения за HD 141569A помогут понять, какие процессы происходили в Солнечной системе во время образования во внешней зоне газовых гигантов, а во внутренней — планетезималей.
Фото: ESO/M. Kornmesser