Отпечаток жизни? В атмосфере Венеры обнаружен газ фосфин

Яркая планета Венера не представляется обитаемой: на ней идут сернокислые дожди, атмосфера насыщена углекислым газом, а атмосферное давление в 100 больше земного. Таким образом, с точки зрения землян Венера — одно из последних мест в Солнечной системе, где можно искать что-либо живое. Тем не менее международная группа исследователей обнаружила в атмосфере планеты газ, который можно считать биосигнатурой, то есть отпечатком жизнедеятельности. Но в то же время этот газ может свидетельствовать о пока неизвестном абиотическом химическом процессе. И не исключено, что на Венере имеет место нераспознанный геологический процесс. Признаки газа фосфина были выявлены при изучении спектра верхних слоев атмосферы Венеры, где условия более щадящие, чем у поверхности. Уникальные спектральные линии фосфина были обнаружены авторами открытия с помощью двух разных приборов в разное время: телескоп Джеймса Клерка Максвелла показал их в 2017-м, а комплекс радиотелескопов в чилийской пустыне Атакама — в 2019-м.
Что в этом открытии особенно интересно, так это предполагаемая возобновляемость фосфина. Кислотные облака атмосферы Венеры должны быстро разрушать это соединение, но наблюдения с разницей в два года говорят о том, что каким бы ни был источник газа, биотическим или абиотическим, процесс его производства не прекращается. На Земле есть фосфин, получаемый в результате вулканической активности, но количество фосфина на Венере, по мнению авторов публикации, одними только вулканами поддерживаться не может.