Почему комета Борисова удивила астрономов

11.01.20

В конце декабря межзвездная комета Борисова приблизилась к Солнцу на минимальное расстояние. Космический телескоп «Хаббл» запечатлел комету на расстоянии в две астрономические единицы или 298 млн км, сообщается на официальном сайте NASA.

Как получилось так, что объект был обнаружен астрономом-любителем, а не огромными обсерваториями, мы попросили прокомментировать астронома, старшего научного сотрудника Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Владимира Сурдина.

«До сих пор астрономы не контролируют все небо. А опытных любителей астрономии десятки тысяч по всему миру. И вот они как раз помогают наблюдать за всем небом. Почему повезло именно Борисову? Ну, во-первых, Геннадий все же дипломированный астроном – закончил астрономическое отделение физического факультета МГУ. Себя он скромно называет любителем, поскольку поиск комет и астероидов не является его основной работой, а скорее – хобби. Разумеется, в этом открытии есть элемент везения, ведь каждую ночь на небо смотрят тысячи телескопов по всему миру. Но надо понимать, что Геннадий десятки лет занимается небесным поиском, а удача любит упорных. К тому же, он великолепный телескопостроитель, и для себя и других астрономов он делает приборы экстра-класса»,

— подчеркнул Владимир Сурдин.

Сейчас комета Борисова начнет постепенно удаляться от Земли, но еще долго, два-три года, будет доступна для наблюдения даже в средние по мощности телескопы, говорит ученый. Кроме того, наблюдение за космической скиталицей астрономы будут вести с помощью «Хаббла».

Комета уже удивила ученых. Дело в том, что ее кома — облако пара и газов, которым она окутана, плотность, скорость очень похожи на те, что у комет из нашей системы. А размер ядра оказался гораздо меньше, чем ожидалось. По последним данным, его диаметр не больше километра. Если бы не гиперболическая орбита, ее можно было принять за обычную комету из Солнечной системы. Это любопытный факт, который может означать, что кометы в других планетных системах такие же, как наши. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что есть много миров, устроенных как наш собственный.

Изучение межзвездных комет может многое рассказать о Вселенной, говорит ученый.

«Это поможет нам больше понять о составе вещества за пределами Солнечной системы. Мы никогда близко не рассматривали вещество, которое не принадлежало бы нашей планетной системе. Теперь мы имеем возможность детально изучить нечто, прилетевшее издалека. Конечно, никто не ожидал, что прилетит что-то особенное, но приятно получать фактический материал, а не просто рассуждать об этом»,

— резюмировал Владимир Сурдин.

Комету 2I/Borisov открыл 30 августа 2019 года сотрудник астрономической станции ГАИШ МГУ в Крыму Геннадий Борисов. Центр изучения околоземных объектов при Лаборатории реактивного движения НАСА сумел доказать, что комета прилетела к нам из другой части Галактики. 2I/Borisov — второй межзвездный объект, пролетающий через Солнечную систему, который удалось зафиксировать астрономам. Первым был астероид 1I/Оумуамуа — он в октябре 2017-го прошел на расстоянии 38 млн километров от Солнца и покинул нашу систему.