Астероидом по пульсару: мнение астрофизика о новом объяснении быстрых радиовсплесков

19.05.20

Причиной ближайших к Земле быстрых радиовсплесков может быть столкновение астероидов с нейтронной звездой. Такую версию выдвинули ученые Цзыгао Дай и Шици Чжун из Школы астрономии и космических наук Нанкинского университета. Они создали модель, которая объясняет нестрогую периодичность вспышек FRB 180916.J0158+65. Статья опубликована в The Astrophysical Journal Letters.

Загадка быстрых радиовсплесков уже не одно десятилетие занимает умы астрофизиков во всем мире. За эти годы высказывалось множество теорий возникновения ярчайших вспышек, которые длятся считанные миллисекунды. В последнее время астрофизики все больше склоняются к версии, что вспышки генерируют магнетары -нейтронные звезды с очень большим магнитным полем. Однако китайские исследователи настаивают на другом объяснении.

Цзыгао Дай и Шици Чжун предположили, что источник сигнала – система из пульсара и еще одного тела звездной массы, между которыми располагается пояс астероидов. Вращаясь, пульсар пересекает этот пояс и неминуемо сталкивается с его объектами. И именно это становится причиной быстрых радиовсплесков.

В пользу своей теории китайские астрофизики приводят такой факт: период обращения пульсара составляет 16 дней, 4 из которых приходится на время прохождения сквозь пояс астероидов. При этом радиовсплески в этой галактике фиксировались как раз примерно раз в 16 дней, и активная фаза приходилась именно на 4 дня. Казалось бы, все сходится. Но не для ученых. По словам астрофизика, профессора РАН Сергея Попова, авторы исследования высказывали эту идею уже много лет назад.

«Идея, что падение астероида на нейтронную звезду приводит к короткой вспышке, не нова, — говорит ученый. — В данном случае авторы пытаются реанимировать свою гипотезу, основываясь на повторяемости импульсов от одного из источников. Но одной этой моделью даже близко нельзя объяснить всю совокупность быстрых радиовсплесков».

Конечно, падение астероида на нейтронную звезду должно приводить к каким-то вспышкам. Но ежедневно происходит тысячи быстрых радиовсплесков, и далеко не все они исходят от звезд, пересекающих пояс астероидов. Так что исследование китайских астрофизиков дает неплохую почву для размышлений, но природу быстрых радиовсплесков не объясняет.

Екатерина Булатникова