Там есть моря? На Марсе может существовать соленая вода, но для какой-либо жизни там слишком холодно

22.05.2020

Жидкий солевой раствор может омывать немалую часть поверхности Марса, пишет издание Science News со ссылкой на публикацию в майском номере журнала Nature Astronomy. Авторы статьи планетолог Эдгард Ривера-Валентин (Edgard Rivera-Valentín) и его коллеги из Института лунных и планетарных исследований (Lunar and Planetary Institute) в Хьюстоне считают, что земные микроорганизмы в таких условиях выжить не смогут, и это хорошая новость для исследователей космоса, которые опасаются загрязнения Марса земными микробами при изучении Красной планеты роботами.

Пресной жидкой воды на холодной марсианской поверхности быть не может, но смесь некоторых солей вместе с H2O кое-где вполне вероятна. Посадочные аппараты NASA Curiosity и Phoenix обнаружили в марсианском грунте соли хлорной кислоты, перхлораты, и на этом основании ученые предполагают, что такие соли могут обусловливать существование на планете временных морей. Никакой соленой воды как таковой на Марсе не обнаружено, но есть признаки того, что она могла просочиться из глубинных слоев. Два года назад даже была опубликована статья о подповерхностном озере вблизи Южного полюса Красной планеты. Для выяснения вероятности существования соленых морей в современных марсианских условиях Ривера-Валентин с соавторами прибегли к компьютерному моделированию.

По подсчетам авторов один тип солевого раствора может сохраняться в жидком состоянии на поверхности Марса и на глубине нескольких сантиметров под ней на протяжении шести часов подряд, занимая при этом 40% планеты преимущественно в средних и высоких северных широтах. Но происходить это может только сезонно, в течение непродолжительного времени. Соленые марсианские моря, согласно модели, никогда не нагреваются выше -480 по Цельсию — это на 25 градусов ниже предела температурной устойчивости, известного для земных форм жизни. Результаты этого исследования представляют интерес для тех, кто планирует марсианские миссии.

Космические экспедиции в места, где может быть жидкая вода, являются объектом международного регулирования, имеющего целью предотвращение биологического загрязнения небесных тел земными организмами. Если марсианские соленые моря действительно непригодны для жизни известных организмов нашей планеты, это может снять ограничения с будущих исследовательских миссий. В то же время в комментарии изданию Astrobiology Ривера-Валентин не исключает, что на Земле могут существовать некие организмы, которым в марсианских временных морях будет комфортно.