Телескоп «Хаббл» обнаружил сверхлегкие экзопланеты

21.12.2019

Одинаковых планет в Солнечной системе нет. Но их можно классифицировать: например, Земля, Меркурий, Венера и Марс — твердотелые. Юпитер и Сатурн состоят из газа, Нептун и Уран — ледяные великаны, Церера и Плутон — карлики. А вот обнаруженные за пределами Солнечной системы экзопланеты в звездной системе Kepler-51  не укладываются ни в какие «рамки». Вокруг Kepler-51 вращаются три планеты: Kepler-51b, Kepler-51c и Kepler-51d, и ученые уже говорят, что они представляют новый класс сверхлегких звезд, говорится на сайте arXiv.org.

Эту систему у похожей на наше светило звезды «Хаббл» обнаружил в созвездии Лебедя еще в 2012 году, но до сих пор у исследователей было мало данных для вычислений их веса и плотности. Теперь же, получив информацию о массе, размере и химическом составе «семейства» Kepler-51, астрономы были удивлены. Все три экзопланеты по размерам сравнимы с Юпитером и Сатурном, но при этом примерно в сто раз легче газовых гигантов, а их плотность составляет менее 0,1 грамма на кубический сантиметр. Чтобы было понятнее, насколько это мало, ученые сравнили ее с плотностью сахарной ваты. Это самые легкие из когда-либо обнаруженных землянами экзопланет.

Огромные размеры экзопланет, полагают специалисты, связаны с наличием мощного слоя атмосферы, которая состоит из водорода и гелия с примесью метана. А вот воды во внешних слоях атмосферы ученые не обнаружили вовсе.

«Это было совершенно неожиданно, — приводятся в пресс-релизе Колорадского университета слова автора статьи Джессики Либби-Робертс. — Мы планировали наблюдать за крупными водосодержащими молекулами, но их просто не было».

По причине плотных облаков и метановой дымки нижние слои планет оказались непрозрачными для приборов. Астрономы предположили, что эти сгустки конденсированного пара могут быть насыщены мелкими кристаллами соли, как и облака Титана, самого крупного спутника Сатурна. Ученые считают, что открытые ими сверхлегкие планетные тела, возможно, представляют собой переходную фазу в эволюции планет.

Изображение: сравнение размеров планет системы Kepler 51 с планетами Солнечной системы. NASA