НАСА обнаружило в ионосфере Марса аномальные явления

07.02.20

Марс снова удивляет. Космический аппарат MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN) обнаружил в электрически заряженной части атмосферы Марса слои и разломы. Такие существуют и в атмосфере Земли, они создают непредсказуемые сбои в радиосвязи. Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Механизм этих загадочных структур даже в атмосфере Земли еще малоизучен, так как они находятся на огромной высоте. Эксперт отмечает, что обнаруженные в верхней части атмосферы Марса слои типичны и для нашей планеты.

Известно, что слои на Земле вызывают непредсказуемые сбои в радиосвязи. Ученые говорят, что изучение марсианской ионосферы при помощи аппарата MAVEN может помочь лучше узнать о природе аналогичного явления на Земле.

«Эти слои находятся над нашими головами на такой высоте, что их может обнаружить любой радиолюбитель, но при этом они для нас все еще довольно таинственны, — говорит Глин Коллинсон. — Кто бы мог подумать, что один из лучших способов понять их природу — это запустить спутник к Марсу?»

На Земле слои электрически заряженного газа в ионосфере формируются на высоте около 100 км. Они образуются внезапно и «живут» на протяжении нескольких часов. Эти слои работают как гигантские зеркала в небе, заставляя радиосигналы отскакивать далеко за горизонт, создавая помехи, способные ослепить даже военный радар.

Поэтому Марс может оказаться для ученых уникальной лабораторией. На Красной планете космические аппараты могут выходить на орбиту на более низких высотах.

Новые наблюдения уже перевернули многие традиционные представления об этих явлениях. Например, до появления данных MAVEN о разломах в земной плазме почти ничего не было известно. Раньше считалось, что подобные «трещины» вообще не способны образовываться.

Однако теперь наблюдения также показали, что марсианские слои тоже обладают зеркальными свойствами, а разломы возникают там, где слои плазмы тоньше. Кроме того, в отличие от Земли, где слои существуют очень недолго, марсианские слои оказались удивительно долговечными и предсказуемыми.

На видео специалист американского космического агентства NASA Глин Коллинсон из Центра космических полетов имени Годдарда в Гринбелте, штат Мэриленд вкратце объясняет, что же они нашли на Красной планете: