В галактике Мессье 77 обнаружен «космический пончик»

05.11.2019

В центре галактики NGC 1068 (другое название Мессье 77) в толстом облаке пыли и газа скрывается сверхмассивная черная дыра. Ее обнаружили астрономы, изучающие небесные светила с помощью телескопа ALMA на плато Чахнантор в Чили. Галактика расположена на расстоянии примерно 47 миллионов световых лет от Земли.

Мы измерили движение газа по внутренним орбитам вокруг черной дыры, — поясняет Виолетта Импеллиззери, работающая в ALMA. — Удивительно, но мы нашли два диска газа, вращающихся в противоположных направлениях.

© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), V. Impellizzeri; NRAO/AUI/NSF, S. Dagnello

Астрономы давно пытались понять, как экстремальные объекты, масса которых превышает массу Солнца в миллиарды раз, смогли так быстро вырасти, когда Вселенная была еще молодой. Новое открытие поможет дать ответ на этот вопрос.

Газовые потоки, которые вращаются в противоположные стороны, нестабильны, а это означает, что облака падают в черную дыру быстрее, чем в диске с одним направлением вращения. Возможно, благодаря этому черная дыра так быстро растет, — считает доктор Импеллиззери.

Обратный поток в Мессье 77, как считают астрономы, может быть вызван газовыми облаками-«потеряшками», выпавшими из своей галактики, или проходящей мимо небольшой галактикой, захваченной диском NGC 1068. Если же вращающиеся потоки газа столкнутся, то, скорее всего, разрушатся.