Вокруг далекой галактики астрономы обнаружили водородное кольцо

04.01.2020

Таинственное кольцо, которое «сплетено» из огромного количества водорода, обнаружили индийские радиоастрономы. Специалистам помог в этом уникальный прибор — радиотелескоп GMRT (Giant Metrewave Radio Telescope, «Гигантский радиотелескоп для наблюдений в метровом диапазоне») с диаметром антенны 45 метров. Галактика AGC 203001 с водородным кольцом находится на расстоянии 260 миллионов лет от Земли, говорится  в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. О наличии водорода в галактике ученые знали и раньше, это не стало для них открытием.

Необычным же является другое. Как правило, нейтрального водорода много там, где идет активный процесс звездообразования, но ничего подобного в AGC 203001  не наблюдается. Индийские специалисты решили «присмотреться» к необычному явлению и даже составили карту водородного распределения в галактике. Выяснилось, что водород  сконцентрирован в основном в гигантском кольце диаметром 380 тыс. световых лет. Оно смещено относительно центра AGC 203001. Единственный аналог, который приводят астрономы,  — Кольцо Льва. Это скопление водорода вращается одновременно вокруг 2-х галактик в созвездии Льва.

Пока что объяснить причины  таинственного водородного образования в галактике AGC 203001 астрономы не могут, они продолжат работу в этом направлении.

Фото: O. Bait (NCRA-TIFR/GMRT), Duc (ObAS/CFHT)