Готовят к взлету. Студенческое КБ возвращает в строй советский самолет времен Великой Отечественной

26.01.20

Недавно в Новосибирский государственный технический университет (НГТУ-НЭТИ) прибыли на реставрацию два бомбардировщика Ту-2 времен Великой Отечественной войны. До 1949 года самолет Ту-2 стоял на вооружении Военно-воздушных сил СССР, а в ВВС Китая он прослужил до начала 1980-х годов. В 1992-м несколько самолетов были переданы в американский музей War Eagles Air Museum, где хранились в разобранном состоянии. Летом 2019 года самолеты были приобретены фондом «Крылатая память Победы» и возвращены на родину. Руководитель реставрационного проекта, профессор кафедры прочности летательных аппаратов Владимир Бернс уверен, что через три года хотя бы один самолет удастся поднять в воздух и тогда он станет единственным в мире летающим бомбардировщиком Ту-2.
Самолетостроительный факультет НГТУ-НЭТИ был изначально максимально приближен к производству: для факультета построили корпус рядом с проходной авиационного завода им. В.П.Чкалова. Неподалеку находился и Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Собственно говоря, специальность «Технология самолетостроения» открыли еще в 1956-м на машиностроительном факультете с целью подготовки инженеров для завода им. В.П.Чкалова. В 1959 году на базе специальности образовался самолетостроительный факультет (сегодня — факультет летательных аппаратов, ФЛА), куда набрали 100 студентов.
— Я поступил на самолетостроительный факультет в 1965 году, можно сказать, по недоразумению, — вспоминает заведующий кафедрой прочности летательных аппаратов, президент НГТУ, доктор технических наук Николай Пустовой. — Недобрал 0,5 балла в НГУ. Обиженный, подал документы в НЭТИ, выбрав факультет с самым большим конкурсом, и поступил. Самолетостроительный факультет был уникальным: штатные вузовские сотрудники преподавали по минимуму, а курсы читали специалисты-практики. Так, аэродинамику нам преподавал дважды лауреат Госпремии в этой области Станислав Тиморкаевич Кашафутдинов, всемирно известный ученый. Одним из организаторов факультета был Иосиф Григорьевич Колкер. Почти все курсы на кафедре прочности летательных аппаратов разрабатывал доктор технических наук Лев Моисеевич Куршин. В аспирантуре подготовка шла как надо: «из клюва научного руководителя — в клюв аспиранту», а не по сегодняшнему принципу «обязательных лекций». Наш профессор Роберт Ефимович Лампер вспоминал, что основное образование он получил «на диване у Куршина», — ко Льву Моисеевичу как к начальнику отдела тепловой прочности СибНИА приходили сотрудники с различными производственными проблемами, обсуждали результаты испытаний, а аспирант Лампер слушал и учился.
Завод им. В.П.Чкалова работал оригинально. Только во время Великой Отечественной войны он выпускал самолеты тысячами, а потом переключился на отработку технологий, делал 5-10 машин в год и передавал технологию в Комсомольск-на-Амуре. Над постановкой технологий, конечно, трудились профессионалы высочайшего класса, преподавая по совместительству в НЭТИ. Например, сопромат нам читал Леонид Эдуардович Брюккер, работавший когда-то в группе изучения реактивного движения с Сергеем Павловичем Королёвым. Такие преподаватели не шли на компромисс: профессор Брюккер умел убедить студента на экзамене в полном незнании предмета, причем, получив «двойку», человек выходил вдохновленный и готовый учиться дальше.
Отдельно стоит сказать о сотрудничестве с СибНИА, с благодарностью упомянув тогдашнего директора института Виталия Григорьевича Сувернева, который всегда «подкидывал» нашему вузу договоры на испытания летательных аппаратов. Именно благодаря его поддержке в НЭТИ был построен статзал (специальное помещение для статических испытаний авиационных конструкций): с тех пор и по сей день все мелкосерийные машины, спортивные самолеты проходят проверку на прочность в наших стенах.
— Студенческое конструкторское бюро на ССФ-ФЛА работает еще со времен моей учебы на факультете (1972-1977). Мы строили цельнометаллический планер, соседняя бригада — самолет, но не сумели поставить их на крыло — не хватило умения преодолевать организационные и снабженческие трудности, — рассказывает декан факультета летательных аппаратов, доктор технических наук, профессор Сергей Саленко. — И до начала 1990-х никому не удавалось подняться в небо на построенном аппарате. Но потом пришла команда ребят во главе с худощавым, стеснительным, легко краснеющим Максимом Морозовым. Однако первое впечатление оказалось обманчивым. Именно Морозов, Аркадий Богданов, Андрей Сидоренко смогли воплотить студенческую мечту и поднять в воздух одноместный легкий самолет.
М.Морозов первым за Уралом получил квалификацию пилота-любителя, потом — пилота-испытателя. Сейчас он — заместитель директора летно-испытательной базы СибНИА. А.Сидоренко стал заместителем директора Института теоретической и прикладной механики СО РАН. Кстати, директор ИТПМ член-корреспондент РАН Александр Шиплюк — тоже наш выпускник. Когда нужны инженеры, чтобы разработать и оснастить стенд, провести испытания, академические институты традиционно обращаются в НГТУ.
Помимо студенческого КБ на факультете уже 10 лет работает программа «Соколы НГТУ», которую реализует и финансирует фонд «Возрождение отечественной авиации». Цель программы — дать студентам факультета летательных аппаратов возможность приобрести опыт управления самолетами. Студентов бесплатно (!) обучают по программе подготовки частных пилотов — с выдачей удостоверения. Занятия проходят в Федеральном государственном образовательном учреждении «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала». Летная подготовка проводится на легких самолетах «Аэропракт-22» на посадочной площадке «Мочище». Это тоже привлекает ребят на факультет — есть желающие и строить самолеты, и летать на них.
В январе 2018 года в НГТУ-НЭТИ прошли испытания первого в мире алюминиевого двигателя. Один из главных авторов разработки — выпускник ФЛА, доктор технических наук, профессор кафедры самолетостроения Илья Зверков. Человек увлеченный, сам летает.
Через таких людей стремление покорить небо передается студентам. Когда-то о встречах с Туполевым и об особенностях конструкции самолета во время лекций рассказывал директор СибНИА В.Сувернев, сегодня молодых экспериментаторов готовят профессора Зверков и Бернс. В ознаменование этой незатухающей небесной тяги летом 2020 года на средства Фонда развития отечественной авиации и Ассоциации выпускников НГТУ-НЭТИ в отреставрированном сквере перед корпусом ФЛА будет установлен отслуживший бомбардировщик Су-24, который обещает передать факультету НАЗ им. В.П.Чкалова. В создании Су-24 когда-то принимали участие и выпускники факультета.

Ольга Колесова

Нет комментариев