Всё для науки. Создан сверхбыстрый робот-микроскоп для поиска тёмной материи

Автоматизированные микроскопы переходят на новую скорость. Сотрудники Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» вместе с коллегами из итальянского национального института ядерной физики  разработали технологию, которая повышает скорость  работы приборов в 10-100 раз. Это пригодится учёным в самых разных областях: от медицине и археологии до ядерной физики. Отчёт о разработке опубликован в журнале Scientific Reports.

В нашем исследовании протестирована технология полностью автоматизированного оптического сканирования тонких образцов, на которой будет основано новое поколение автоматизированных микроскопов. Мы анализировали производительность, и оценили достижимую скорость сканирования в сравнении с традиционными методами,

— пояснил один из авторов исследования, сотрудник НИТУ «МИСиС» и INFN  Андрей Александров.

Роботизированные микроскопы, работающие по новой технологии, будут незаменимы в эксперименте по поиску тёмной материи. Там, где требуется четкий анализ десяток тонн нано-эмульсионных трекеров за минимальное время.

Технология машинного зрения позволяет автоматизированным микроскопам в режиме реального времени распознавать объекты и самостоятельно решать, обработать их изображения или сдвинуться в другую точку. Сейчас для обработки большого (~2 ГБ/сек с каждой видеокамеры) потока изображений и ускорения интенсивных вычислений активно применяется технология параллельных вычислений CUDA и GPU-видеокарты. Мы же реализовали технологию поворота фокальной плоскости объектива, — добавляет Александров, — Будущие научные эксперименты, оперирующие подобными детекторами, будут заниматься поиском частиц темной материи, исследованием физики нейтрино, изучением фрагментации ионов для нужд адронотерапии рака и защиты экипажей межпланетных миссий от космических лучей.