Третий сверхзвуковой: каким будет новый российский пассажирский самолет

23.06.20

История мировой пассажирской сверхзвуковой авиации может продолжиться. В НИЦ им. Жуковского начали разработку принципиально нового самолета. По планам, проект должен быть готов уже к концу будущего года. Как сообщается скорость будущего лайнера будет не ниже 2 тысяч километров в час. Это значит, что от Москвы до Владивостока можно будет добраться меньше, чем за 4 часа. «Поиск» выяснил, почему у этого проекта перспектив больше, чем у знаменитого Ту-144.

Первый советский

Идея создания сверхзвукового пассажирского самолета принадлежит британцам. Работы в этом направлении в стране велись с 1956 года. Чуть позже идею подхватили и во Франции. А в 1962 году Лондон и Париж объединили свои усилия. Так родился проект «Конкорд». В Советском Союзе за сверхзвуковыми экспериментами европейцев пристально следили. И параллельно создавали свой лайнер – благо военные наработки были. В декабре 1967 года «Конкорд» впервые был представлен публике, но летных испытаний самолета в тот момент еще не проводили.

И вот тут у советского руководства возникло желание «догнать и перегнать» соперников: перед конструкторами и испытателями поставили задачу поднять Ту-144 в небо до конца 1968 года. В итоге задание было выполнено. Именно советский самолет вошел в историю как первый сверхзвуковой пассажирский лайнер, поднявшийся в небо. Произошло это буквально «на флажке» — 3 декабря 1968 года.

Нерентабельный

Дальнейшая судьба Ту-144 была не столь радужной. Несмотря на то, что Конкорд поднялся в небо на два с половиной месяца позже, пассажиров он начал перевозить на целый год раньше. Ту-144 первое время трудился исключительно на грузовых рейсах. И только после приказа «сверху» было организовано 2 регулярных рейса в Алма-Ату. Но каждый полет был своего рода испытанием. Не случайно за штурвалом сидели не пилоты «Аэрофлота», а испытатели КБ Туполева. Хотя бы потому, что принять новый лайнер, помимо казахстанского, мог только один аэропорт – в Ташкенте. Поэтому перед каждым рейсом тщательно выверялся прогноз погоды. Если оба города по метеоусловиям не могли принять Ту-144, рейс отменялся – иначе сажать его было бы попросту некуда.

Пассажирская история советского сверхзвукового самолета длилась всего 7 месяцев. За это время было совершено всего 55 рейсов, перевезено 3284 пассажира. Для сравнения, Конкорд летал 27 лет. Его услугами воспользовались 2,5 миллиона человек. Формальным поводом прекращения полетов Ту-144 стала катастрофа опытного образца лайнера. Но фактически проект закрыли из-за нерентабельности. Желающих переплачивать за скорость в СССР было немного – лишних денег практически ни у кого не было. А билет стоил на треть дороже обычного. В итоге самолеты летали полупустыми. В Европе подобных проблем не было: богатых пассажиров хватало. Но в 2003 году и Конкорд признали нерентабельным: слишком сильно подорожало авиатопливо.  Так завершилась сверхзвуковая эра мировых пассажирских перевозок.

Надежда на бизнес

И вот теперь появилась надежда на возрождение идеи. Но если Ту-144 и Конкорд были ориентированы на массовые перевозки, то новый самолет ориентирован на тех, кто готов заплатить за скорость.

«Вновь разрабатываемый сверхзвуковой самолет гражданского назначения будет создаваться как самолет для перевозки достаточно небольшого количества пассажиров, — рассказывает авиаэксперт Олег Пантелеев. — То есть это бизнес-джет, и он ориентирован на людей, для которых время «дороже денег». То сейчас прицел на достаточно узкую целевую аудиторию. Но при этом аудиторию платежеспособную – состоятельных пассажиров».

Перед разработчиками стоит непростая задача. Во-первых, необходимо «вписаться» в новые экологические требования, прежде всего по звуку.

«Как известно, преодоление скорости звука – так называемого звукового барьера – сопровождается очень сильным шумовым эффектом, который слышен на расстоянии десятков километров от самолета. Соответственно, первая задача -для аэродинамиков, инженеров – снизить уровень звукового удара», — говорит Пантелеев.

Еще одна важнейшая задача – сделать самолет максимально экономичным. Только так есть шанс на рентабельность.

«Он не должен быть слишком дорогим, «золотым», выражаясь образно, как в производстве, так и в эксплуатации. Поэтому повышение ценовой доступности может привести к тому, что рынок этого самолета будет достаточно большим», — подчеркивает авиаэксперт.

По большому счету, это только первый шаг на пути к возрождению к пассажирской сверхзвуковой авиации. Если он окажется удачным, можно будет задуматься о больших самолетах и доступных ценах на билеты.

Екатерина Булатникова

Нет комментариев