Новости науки

Кинжал-«баллок» и пивной кран. В древней оборонительной крепости исследователей ждало много сюрпризов

Кинжал-«баллок» и пивной кран. В древней оборонительной крепости исследователей ждало много сюрпризов

В крепости Гуллберг, расположенной в шведском Гетеборге, ученые сделали редкую находку: кинжал-"баллок", получивший свое название из-за специфической формы рукояти, напоминающей мужские гениталии. Этот предмет, датируемый серединой XV века, состоит из железного ...

15 мая 2025 : 17:48  2 мин.

Наука в лицах

Познакомьтесь с жизнью и достижениями выдающихся учёных и влиятельных личностей в истории науки.

Смотреть всё
  • Эрнест Резерфорд <span class="years-of-life">(1871–1937)</span>
    Эрнест Резерфорд (1871–1937)

    Эрнест Резерфорд наряду с Майклом Фарадеем вошел в историю науки как великий экспериментатор. Британско-новозеландский естествоиспытатель стал одной из ключевых ...

  • Лев Ландау <span class="years-of-life">(1908–1968)</span>
    Лев Ландау (1908–1968)

    Лев Давидович Ландау, крупный советский физик-теоретик, был отъявленным жизнелюбом. Он любил шутки, встречи с друзьями, любил женщин… Но больше всего на свете он ...

  • Мария Склодовская-Кюри <span class="years-of-life">(1867–1934)</span>
    Мария Склодовская-Кюри (1867–1934)

    Со времени смерти Марии Кюри минуло 90 лет. Но до сих пор по данным опросов она в подавляющем большинстве случаев признается самой влиятельной женщиной в истории ...

  • Игорь Курчатов <span class="years-of-life">(1903–1960)</span>
    Игорь Курчатов (1903–1960)

    Вопрос, в чем физик Игорь Васильевич Курчатов был первым, который активно задают во Всемирной сети, предполагает только один ответ: во всем, за что он брался. ...

Научный календарь

Внятно-понятно

Удивительные люди: топ-5 примеров адаптаций человеческого ор...
13 мая 2025  9 мин.

Удивительные люди: топ-5 примеров адаптаций человеческого ор...

На нашей планете живут группы людей и даже целые народы с уникальными особенностями, которые очень отличаются от нас с вами. Строение их внутренних органов, тканей или клеток не укладывается в среднестатистические параметры, описываемые в учебниках анатомии. А все потому, что им пришлось адаптироваться к необычной среде обитания, где большинство из нас просто не выжило бы. Кто эти люди со сверхспособностями и какая среда сформировала такие адаптации, расскажем в нашем материале.

Что такое адаптации к среде обитания

Человеческий организм – результат длительной эволюции, а появление человеческих рас – это пример адаптации Homo sapiens к разным регионам планеты с отличающимися условиями среды. Например, люди негро-австралоидной, или экваториальной расы, обитающие преимущественно в экваториальном и тропическом поясах, имеют сильно пигментированную кожу, защищающую их от обилия солнечных лучей и переизбытка витамина D. Представители же европеоидной расы, сложившейся в северных условиях Европы и Малой Азии, наоборот, обладают светлой кожей для активной выработки этого витамина, а также  имеют более узкий и высокий нос, согревающий проходящий через него вдыхаемый воздух. В отличие от них представители азиатско-американской, или монголоидной расы, сформировавшейся в условиях сухих степей и пустынь тропического пояса, имеют более узкий разрез глаз и эпикантус (складка верхнего века), которые стали адаптацией к песчаным бурям.

Изображение: Freepik

Это самые простые примеры адаптации к абиотическим факторам среды – параметрам неживой природы, таким как температура воздуха, солнечная радиация и другие. А теперь расскажем о необычных людях, чей организм в вопросах адаптации продвинулся еще дальше.

Жители Тибета: адаптации к высокогорному климату

Не всякий альпинист-профессионал, которому покорились пики Европы и Америки, может взойти на самую высокую точку планеты – Джомолунгму (Эверест) с отметкой 8 848 метров. И причина не в недостатке мастерства, а в специфических условиях высокогорья, требующих особой адаптации.

С набором высоты атмосферное давление падает и, хотя процентное содержание кислорода остается неизменным, его парциальное давление во вдыхаемом воздухе снижается. А это означает, что и количество поступающего кислорода в организм тоже уменьшается. Например, в тибетском городе Лхаса на высоте 3 650 метров над уровнем моря  парциальное давление кислорода в воздухе примерно на 40 % ниже, чем в условиях равнины на уровне моря, а на высоте 5 000 метров, как раз в тех районах Гималаев, где живут шерпы, этот показатель меньше на 50 %. Для обычного человека такие условия – прямая дорога к высотной гипоксии или горной болезни, вызванной кислородным голоданием: это состояние проявляется в учащенном сердцебиении, одышке, головной боли, и все эти признаки усиливаются по мере развития болезни.

Тибет. Изображение: Ray Duan/Unsplash

Вдобавок ко всему в Тибете повышенный уровень ультрафиолетовой радиации и холодный засушливый климат, поэтому больших урожаев здесь никогда не бывает, а скудное питание является нормой. Но и жители Тибетского нагорья, и даже обитатели более высокогорных Гималаев – шерпы, без сопровождения которых на Эверест не отправляется ни один альпинист, чувствуют себя здесь прекрасно. В чем же секрет?

Ученые его раскрыли. Это уникальная последовательность гена EPAS 1, отвечающая за более эффективное усвоение кислорода и позволяющая решить проблему высотной гипоксии. Подобная генетическая особенность с высокой долей вероятности была унаследована предками тибетцев от денисовцев. Эти древние люди обитали на Алтае и, возможно, на территории Тибета и Юго-Восточной Азии и загадочным образом исчезли около 30 000 лет назад.

Кроме этого, у тибетцев обнаружили еще ряд генов, которые позволяют им поддерживать стабильную массу тела при скудном питании, а также синтезировать витамин фолат, жизненно необходимый женщинам для поддержания репродуктивного здоровья, уровень которого падает из-за интенсивного ультрафиолетового излучения.

Народы Арктики: адаптация  к холоду и необычному питанию

Арктика – еще один специфический регион планеты с суровыми условиями для жизни и, пожалуй, здесь еще хуже, тем в Тибете. Из-за низких температур здесь не растут овощи и злаки, можно только собирать дикоросы. А единственная пища, которая доступна местным жителям на протяжении всего года, – это продукты животного происхождения с повышенным содержанием жира: мясо и кровь северных оленей, морских млекопитающих и рыба.

Семья в традиционное ненецкой одежде. Нарьян-Мар. Изображение: Freepik

При таком специфическом питании с доминированием белковых и жирных продуктов у всех остальных обитателей планеты быстро появится лишний вес и избыток холестерина в крови. Ну а эскимосы, чукчи, ненцы, якуты, саамы и другие народы, обитающие в Арктике, за тысячелетия жизни в таких условиях адаптировались к ним и закрепили новые изменения в генах. Например, у них активно работает липидный тип обмена веществ, то есть организм очень быстро и эффективно перерабатывает белковую и жирную пищу, в том числе лучше усваивает жирные кислоты омега-3 и омега-6. Кроме этого, народы Арктики адаптированы к холодным температурам: бурая жировая ткань, которая есть у всех, в случае с северянами  более активно вырабатывает тепло, поддерживая нужную температуру тела в условиях пониженных температур воздуха. А при обследовании коми-ижемцев, живущих на севере Западной Сибири, был обнаружен еще один адаптационный механизм – повышенная кислотность желудочного сока. Такая особенность необходима для переваривания высокобелковой пищи. Ну а чтобы сам желудок при этом не страдал от агрессивной кислотности, его стенки выделяют специальную защитную слизь.

Но такие адаптации к богатой белками и жирной пище могут работать и во вред организму: при переходе на так называемый «европейский рацион» с преобладанием углеводов обитатели Арктики страдают от ожирения и повышенного уровня сахара в крови. Именно поэтому представители коренных народов Севера имеют законодательно закрепленное право на вылов определенного количества морских млекопитающих, в том числе и краснокнижных: мясо этих диких животных является частью их традиционного рациона, необходимого для поддержания здоровья.

Люди из пустыни Атакама: адаптация к мышьяку

Мышьяк – химический элемент, являющийся канцерогеном и ядом. Его допустимое содержание в питьевой воде и продуктах питания во всем мире сегодня строго регламентировано. Но в Чили, в пустыне Атакама, в регионе Кебрада-Камаронес, живут и здравствуют люди, которые всю жизнь пьют воду, содержание мышьяка в которой более чем в 100 раз превышает нормативы, рекомендованные ВОЗ. Подземные и поверхностные водные источники в этой части Чили содержат мышьяк из-за вулканической активности, а поскольку другой воды здесь нет, то люди на протяжении тысячелетий пили то, что давала им природа. Как им удалось выжить?

Деревня в пустыне Атакама. Изображение: Cascada Travel

Ученые Чилийского университета исследовали 150 жителей Кебрада-Камаронес и обнаружили специфический ген, который отвечает за выработку фермента арсенит метилтрансферазы. Это удивительное вещество справляется с ядовитыми природными соединениями мышьяка из питьевой воды, превращая их в менее опасные, которые не накапливаются, а выводятся из организма. Оказалось, что полезной генетической особенностью обладает 68 % жителей региона. Но так было не всегда: известно, что люди чинчорро, жившие в этом регионе около 7000 лет назад, еще не имели таких адаптаций и страдали от отравления мышьяком, на что указывает высокое содержание этого вещества в костях и волосах найденных мумий. Но за прошедшее время организм местных жителей адаптировался к смертельному яду в питьевой воде, а эта уникальная особенность закрепилась в их генах.

Морские кочевники баджо: адаптация к глубоководному  погружению

Еще одни интересные люди со сверхспособностями – баджо. Это этнически разнородная группа людей, которые говорят на малайско-полинезийских языках и проживают у берегов Индонезии, Малайзии и Филиппин. Среди них есть те, кто до сих пор ведет традиционный образ жизни: строят свои дома прямо на воде, по-прежнему оставаясь кочевниками и зачастую даже не имея документов, за что их называют «морскими цыганами».

Среда обитания вблизи экватора вполне комфортна, но кочевому народу баджо понадобились необычные способности для того, чтобы нырять: они ловят рыбу на мелководье при помощи остроги или собирают кораллы, моллюсков и других обитателей рифов. Эти удивительные ныряльщики могут погружаться на несколько десятков метров и проводят под водой более 4 часов ежедневно, потому что морепродукты, которые они продают, – их единственный источник дохода.

Погружение под воду и задержка дыхания – дискомфортное состояние для человеческого организма, и он по-своему реагирует на это: для экономии кислорода замедляется сердцебиение, а селезенка выбрасывает в кровеносную систему дополнительный объем крови. 

Традиционная деревня баджо в Малайзии. Изображение: Torben Venning, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Специалисты по эволюционной генетике из Копенгагенского университета сравнили строение селезенки – органа, выполняющего  стратегически важную роль в процессе ныряния, у представителей народа баджо и у народа салуан – их ближайших соседей, образ жизни которых не предполагает многочасовые ежедневные погружения под воду. Оказалось, что селезенка у баджо на 50% больше, чем у обитателей суши. А обусловлено это генетическими особенностями, в том числе и специфическим геном PDE10A, который контролирует уровень гормона тироксина, влияющего на размер селезенки. Кроме этого, у баджо более активны гены, отвечающие за экономию кислорода и сужение кровеносных сосудов во время глубоководного ныряния.

Жители тропиков: адаптации к малярии

Малярия – смертельно опасное заболевание, которое развивается на фоне заражения простейшими микроорганизмами под названием малярийный плазмодий (лат. Plasmodium falciparum). В организм человека они попадают при укусе малярийных переносчиков паразитов – комаров, которые обитают во влажных экваториальных и тропических регионах планеты: в Африке, Юго-Восточной Азии и в Южной Америке.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), больше всего страдают африканцы: в 2023 году было зарегистрировано 263 миллиона случаев заболевания малярией, и 94 % из них приходится на Африку. Наличие малярийных комаров и паразитов – это уже биотический фактор среды, и ответом на него стали различные изменения в генотипе людей, живущих бок о бок с малярийными комарами на протяжении тысячелетий.

 Поскольку паразиты поражают эритроциты – клетки крови, содержащие гемоглобин, то защитные мутации связаны с изменением формы эритроцитов или с работой ферментов и направлены на то, чтобы малярийный плазмодий размножался менее активно или вообще не смог попасть внутрь эритроцита. Это разные формы гемоглобинопатии – серповидноклеточная анемия и талассемия, спасающие от летального исхода в случае тропической малярии; отсутствие антигенов Даффи, которые обеспечивают невосприимчивость к трехдневной малярии; овалоцитоз, при котором развивается устойчивость к малярии, и другие.

Нигерия. Изображение: Photo by Nnaemeka Ugochukwu/Unsplash

Наиболее показательна серповидноклеточная анемия и ее распространенность в странах Африки. Это заболевание связано с мутацией в гене HBB, отвечающем за выработку гемоглобина: при этом нарушении деформируется форма эритроцита, и малярийный плазмодий уже не может в нем размножаться. Люди с такой мутацией защищены от малярии, что особенно важно для выживаемости в детском возрасте. Но этот признак наследуется по аутосомно-рецессивному типу, то есть когда ребенок получает такие гены от обоих родителей, защиты у него уже нет, и он при этом может страдать от анемии или инфекционных заболеваний – вот такая интересная генетика.

По данным ВОЗ, распространенность признака серповидноклеточной анемии выше всего в экваториальной Африке – 10-40% от общего числа населения. В Гане и Нигерии этот показатель изменяется от 15 до 30 %, а среди людей племени баамба в Уганде таких почти половина – 45 %. А вот на крайнем юге и севере Африки такая мутация встречается всего у 1-2 % населения.

****

Баджо и тибетцы, эскимосы и африканцы племени баамба, чилийцы из пустыни Атакама и саамы с Кольского полуострова –  все эти удивительные люди научились благополучно выживать там, где большинство из нас будет как минимум испытывать сильный дискомфорт. Исследования генетических особенностей, связанных с адаптациями к окружающей среде, не только чрезвычайно увлекательны сами по себе, но и позволяют пролить свет на процессы эволюции нашего вида, а также на пути расселения человека по планете. Кроме этого, такие исследования предоставляют интересные данные для практического здравоохранения, ведь факторы среды влияют и на качество жизни людей, и на ее продолжительность. 

Ольга Фролова

Изображение на обложке: 和 平/Unsplash       

Древнегреческие храмы, крылатые и бескрылые
11 мая 2025  14 мин.

Древнегреческие храмы, крылатые и бескрылые

Храмы, средоточие духовной и общественной жизни древних эллинов, стали главными сооружениями в греческой монументальной архитектуре. В них выразились представления о красоте и соразмерности, столь важные для всей культуры Древней Греции, они явились воплощением светлого, гармоничного и творческого взгляда на мир людей Эллады. О том, как возникли греческие храмы, почему они бывают «крылатыми» и «бескрылыми» и как эти сооружения повлияли на развитие всей европейской архитектуры, вы узнаете из нашей статьи.

Влияние мифологии и религии на архитектуру греческих храмов

Греки исповедовали политеизм, то есть многобожие. Каждое божество в их религии, тесно связанной с мифологией, покровительствовало определенной природной стихии или явлению в человеческой жизни, а храм воспринимался как его жилище. Первоначально словом «наос», что в переводе с греческого означает «дом», называли деревянный домик в виде ящика с дверцами, в котором хранилось скульптурное изображение божества. Со временем наосом стали именовать центральное закрытое помещение в храме, где стояла культовая статуя. Нередко эллины посвящали храм богу или богине, особо почитавшимся в определенных областях. Например, в Дельфах, древнем религиозном центре, особо ревностно поклонялись Аполлону, в Афинах – одноименной богине мудрости, знаний и искусств.

Своих богов греки воспринимали антропоморфными, то есть наделенными человеческим обликом, причем и поступали обитатели Олимпа подобно людям. Яркое отражение жизни в религии не могло не повлиять на архитектуру храмов, отличающуюся антропоцентризмом. Так, храмовые колонны восходят не только к деревянным столбам в ранних святилищах, но и к человеческой фигуре, а в основе архитектурных расчетов лежат такие модули, как ступня, расстояние между двумя пальцами руки или локоть.

А поскольку греческая мифология представляла богов в виде прекрасных, гармоничных обликом людей, то и посвященные им храмы несли в себе тот же принцип идеальной красоты.

Фрагмент эллинистического барельефа (I в. до н. э. – I в. н. э.) с изображением двенадцати богов Олимпа. Изображение: Walters Art Museum, PD, via Wikimedia Commons

Назначение древнегреческих храмов

Основным назначением греческого храма было отправление религиозного культа. В Греции, в отличие от Египта, жречество не стало закрытой кастой, наделенной политической властью. Жреца и его помощников греки выбирали из числа свободных граждан, причем жрицами могли быть и женщины.

Храмы, которые строились по заказу полиса, т.е. города-государства, объединяли его граждан, а святилища, особенно те, которые имели не только местное значение и назывались всеэллинскими, способствовали воспитанию в греках чувства общности, причастности к единой культуре и поддержанию мирных отношений между полисами. Объединяющую роль играли также музыкальные и спортивные состязания, проводившиеся в религиозных центрах, самыми известными из таких состязаний стали Олимпийские игры. Влияние на судьбу общества и отдельных людей оказывали храмовые оракулы – выборные жрецы и жрицы, прорицавшие от имени божества.   

В греческом социуме храмы были средоточием не только духовной, но и материальной жизни. Они имели обширное хозяйство, где скапливалось множество сокровищ, прежде всего разнообразных богатых подношений. Кроме того, в храмы отдавали на хранение ценности: полис – свою казну, а граждане – личное имущество. 

Дельфийский оракул: Царь Эгей перед Пифией. Изображение: Zde, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

История древнегреческих храмов

Эллинские религиозные воззрения выросли из первобытного поклонения силам природы, и с природой были связаны наиболее ранние места почитания богов. Поначалу священными объектами становились природные формы, например, деревья или элементы пейзажа вроде рощи.

Одновременно на возвышенностях и в долинах, в гротах и в лесах греки начали ставить статуи для приношения даров и вознесения молитв, воздвигать алтари и устраивать святилища. Первые святилища напоминали главное помещение в богатом доме – мегарон, их жертвенники соотносились с очагом. Ставились храмы на каменном основании, но строились из сырцового кирпича с использованием деревянных колонн.

Ранние архаические, дошедшие до нас только во фрагментах кирпично-деревянные храмовые постройки VIII века до н. э. уже имели сложившуюся структуру, которая легла в основу всех последующих типов греческих храмов. Тогда же, в период архаики, в VII–VI веках до н. э., кирпич-сырец и дерево заменили на камень, которым богата Греция. Из мрамора и известняка стали возводить культовые сооружения разного типа, и типовое разнообразие со временем увеличивалось. В архаический период возникли и архитектурные ордеры, каждый из которых представляет собой конструктивно-декоративную систему, позволяющую соотнести все элементы здания. Первым появился  дорический ордер, а немного позже ионический.

В архаике преобладал дорический ордер, а построенные с его использованием храмы ­– например, Аполлона в Коринфе (VI век до н. э.) или храмы в Пестуме того же времени, отличались основательностью и простотой форм.

Макет храма в Пестуме. Изображение: Yale University Art Gallery

В следующий, классический период (V–IV века до н. э.), дорический ордер приобрел больше внешней легкости: его колонны стали выше, а пропорции приблизились к пропорциям ионического храма, что видно на примере знаменитого Парфенона (447–438 годы до н. э.), возведенного на афинском Акрополе архитектором Калликратом по проекту Иктина. Тогда же широкое распространение получил ионический ордер, его колонны, стройные, с пластически выразительными волютами, то есть завитками капители, можно видеть в храме Ники Аптерос (427–424 гг. до н. э.), построенном архитектором Калликратом на Акрополе в Афинах. На излете классики появился третий ордер – коринфский, с пышными капителями колонн и другими украшениями, ставший особенно популярным в поздний период древнегреческой культуры – эллинистический.

Для храмов эллинизма (III–II века до н. э.), развивавшегося на территориях некогда могучей империи Александра Македонского, характерны размах, монументальность, пышность, использование элементов восточной архитектуры и любовь к ионическому и коринфскому стилям. Храм Зевса в Афинах, заложенный еще в архаической Греции и достраивавшийся в эллинистический период, или Алтарь Зевса в Пергаме (ок. 180 года до н. э.) показывают, как греческая храмовая архитектура пришла к своему апогею. За ним наступало время Римской империи.    

Где и как располагались греческие храмы

Храмы располагались в удобных, открытых взгляду местах, нередко на месте древних святилищ. Культовые постройки вписывались в пейзаж и одновременно противопоставляли окружающему естественному ландшафту свои выверенные, упорядоченные, идеальные формы.

Ориентировали греки свои храмы с востока на запад, и утренние лучи солнца, проникая в святилище сквозь вход, освещали статую божества. Но заходить во внутреннее помещение, наос, имели право только жрецы. Для остальных местом поклонения служил располагавшийся перед входом под открытым небом алтарь. На обширной территории, прилегавшей к храму и считавшейся священной, совершались праздничные действа, там проходили многолюдные шествия с несением даров божеству.

Парфенон, детали фасада. Изображение:  Saara Sanamo/Unsplash

Типы древнегреческих храмов

На протяжении столетий в греческой архитектуре возникли несколько типов храмов, конструкция которых следовала общим, удачно найденным принципам.

  • Периптер – наиболее распространенный и узнаваемый тип храма архаического и классического периодов, в котором колонны, поставленные в один ряд, со всех сторон окружают закрытое внутреннее помещение святилища – наос. Слово «периптер» происходит от греческого «птерон», означающего «крыло», в данном случае – идущую по периметру здания колоннаду. Основательным и вместе с тем легким, гармоничным сооружениям, какими являются периптеры, ставшие излюбленной архитектурной формой греческих зодчих, подходит и поэтическое определение «крылатый», «окрыленный». Одним из самых известных примеров «крылатого» храма является Парфенон.
  • Псевдопериптер – храм, построенный по типу периптера. Однако на его боковых стенах колоны встраивались в стену, превращаясь в  полуколонны, или пилястры (прим. ред.: декоративные архитектурные элементы в форме плоского рельефного столба).
  • Диптер – вариант периптера, содержащего два ряда колонн, как в Храмах Артемиды Эфесской – втором (середина VI в. до н. э.) и третьем (конец IV – начало III в. до н. э.), в последнем из них было установлено в общей сложности девять колоннад.
  • Псевдодиптер отличается от диптера тем, что в нем нет внутренних колоннад. Таким образом, внешние колонны отстоят дальше от наоса, в результате чего увеличивается пространство  между колоннадой и стеной.
  • Дистиль, или «храм в антах», является самым простым и наиболее ранним типом греческого храма, с четырехугольным в плане святилищем (наосом) и выступающими на одном из фасадов боковыми стенами, или антами, между которыми поставлены две колонны. Вариант дистиля – амфидистиль, имеющий колонны в антах не на одном, а на двух фасадах. Такие храмы относятся к типу аптеральных – «бескрылых», поскольку у них нет колоннад по сторонам.
  • Простиль тожеявляется аптеральным храмом. Онпредставляет собой наос, фасад которого оформлен портиком – крытым пространством, ограниченным колоннами.
  • Амфипростиль, «двойной простиль», - еще один «бескрылый» храм, в котором нет боковых колоннад, а портики установлены на обоих фасадах. Самый известный пример амфипростиля – Храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.
  • Толос, или круглый периптер,как следует из самого названия, имеет круглую в плане формуи по периметру окружен колоннадой.
Типы древнегреческих храмов. Изображение: Napoleon Vier, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Конструкция и украшения древнегреческих храмов

Классический греческий храм представляет собой простую, ясную и замечательно продуманную конструкцию, в которой разнонаправленные силы, уравновешиваясь, сходятся в идеальной гармонии. Несмотря на различия в культовых постройках греков, храмовые сооружения следуют общей схеме и имеют одни и те же главные конструктивные элементы:

  • стереобат, представляющий собой ступенчатое основание всей постройки, верхняя платформа которого называется стилобатом;
  • наос, или целла – внутренняя закрытая часть греческого храма, святилище. Перед наосом находилось входное пространство - пронаос, замкнутое по сторонам выступами стен, а спереди огражденное колоннами. В глубине наоса устраивали собственно сакральное помещение – адитон, где стояла статуя божества. А позади наоса, для композиционного равновесия, делали отделенный от него глухой стеной опистодом – дословно «находящийся позади дома» или храма –  где хранили приношения молящихся и храмовую утварь;
  • колонны, установленные на одном или двух фасадах либо окружающие наос со всех сторон. Колонны состоят из базы, ствола (фуста), сложенного из нескольких каменных барабанов, и капители. Фуст колонны украшают вертикальные желобки – каннелюры. Постепенно греческие архитекторы нашли идеальное соотношение колонн на боковых сторонах и фасадах храмового здания, что в результате отлилось в формулу 2n+1∕n, где n обозначает количество колонн на фасаде. Подставив это значение в левую часть формулы, получают их количество на боковых сторонах;
  •  антаблемент, то есть лежащее на колоннах перекрытие, включающее в себя три части: нижнюю – архитрав, идущий над ним фриз и, наконец, карниз.

Венчает здание храма двускатная кровля, вместе с антаблементом образующая на фасадах треугольные поля – фронтоны. Во фронтонах, на фризе и других элементах архитекторы помещали украшения: круглую фронтонную скульптуру или рельефы, изображавшие сцены битв, торжественных процессий и другие.

Отдельные элементы храмов греки красили в яркие цвета. А однотонные греческие храмы, какими мы знаем их сегодня, – результат работы времени, уничтожившего краску.

Фидий, показывающий фриз Парфенона своим друзьям. Лоуренс Альма-Тадем. 1868. Изображение: Wikimedia Commons

Стили и ордеры греческих храмов

Соотношение основания, колонн и перекрытия в греческом храме выразилось при помощи сложившейся еще в период архаики, в VII-VI вв. до н. э., универсальной конструктивно-декоративной системы – ордера, что в переводе означает «порядок», «строй». Ордер позволил художественно и архитектонически оформить ту стоечно-балочную конструкцию, что лежала в основе греческих храмовых сооружений, придать ей завершенный вид. Каждый из классических ордеров, применявшихся не только в храмовой, но и в светской архитектуре, соответствует одноименному стилю.

  • Дорический ордер, как и дорический стиль, получил свое название от создавших его  дорийцев – племени, жившего на Пелопонесском полуострове и в южной части Апеннин, в том числе на Сицилии. Этот ордер отличается простотой, лаконичностью и «мужественностью». Колонна дорического ордера приземиста и «коренаста», ее фуст толще, она не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Каннелюры, их обычно 16, вплотную примыкают друг к другу, соединяясь острыми гранями. Капитель, то есть верхняя часть дорической колонны, включает в себя эхин, напоминающий подушку, и лежащую поверх него плиту – абак. В дорических храмах соотношение колонн на боковых сторонах и фасадах, включая угловые колонны, составляет, как правило, 13/6. Дорический фриз состоит из чередующихся друг с другом плит – триглифов, прочерченных вертикальными желобками, и метоп, украшенных рельефами.
  • Ионический ордер, зародившийся у ионийцев, населявших Аттику, острова Эгейского моря и западную часть Малой Азии, несет в себе стройность, изящество, «женственность». Колонна в ионической ордерной системе выше и тоньше дорической, имеет изящную базу с полувалом, фуст украшен 24 каннелюрами, разделенными своего рода дорожками. Капитель закругляется по сторонам волютами – завитками, из-за чего похожа на увиденный сбоку сворачивающийся свиток. Количество колонн на фасадах и боковых сторонах ионического храма соотносится чаще всего как 17/8. Фриз антаблемента в ионическом ордере, в отличие от дорического, гладкий.
  • Коринфский ордер появился позже дорического и ионического, в конце V в. до н. э., и получил широкое распространение в поздний греческий период – эллинистический – а также в Римской империи: римляне любили торжественность и пышность. Данный ордер, о котором Витрувий написал, что он «подражает девичьей стройности», является вариантом ионического, и его главным отличием стала капитель, напоминающая корзину, украшенную стилизованными листьями южного растения – аканта. Легенда гласит, что однажды известный греческий живописец и скульптор второй половины V в. до н. э. Каллимах увидел на кладбище корзину, обвитую гибкими ветвями с листьями: ее, наполненную украшениями умершей незадолго до свадьбы невесты, принесла на могилу нянюшка. Каллимах вдохновился живописной формой увиденного предмета, и так появилась коринфская капитель, стройная и прекрасная, как девушка, увенчанная пышной главой с замысловатой «прической».
Изображение: Freepik

В основе ордерной постройки лежит мера, или модуль. О том, как греки рассчитали высоту колонн, писал Витрувий, римский архитектор и теоретик архитектуры I в. н. э., опираясь на не дошедшие до нас сочинения греческих зодчих. Витрувий утверждал, что «они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колонне». Для ионической колонны «…они применили тоже ступню, но ступню утонченного женского тела и сначала сделали колонну толщиною в восьмую долю ее высоты…». «Таким образом, при изобретении двух различных видов колонн, – отметил Витрувий заслуги греков, – они подражали в одном из них неукрашенной и голой мужской красоте, а в другом ­– утонченности женщин, их украшениям и соразмерности. (…) Третий же ордер, называющийся коринфским, подражает девичьей стройности…»

Единицей измерения для выведения пропорций колонны стали диаметр или радиус ее основания. Классическая высота дорических колонн составляет 16 радиусов, ионических – 18. Расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде, или интерколумний, в дорическом ордере – три радиуса, в ионическом – пять. Благодаря тому, что греческие храмы имели столь четкие пропорции, их можно достаточно точно реконструировать, по сохранившимся деталям восстановив целое. 

Поскольку все виды колонн символически воспроизводят человеческую фигуру, их могли заменять атлантами или кариатидами – опорами в виде обобщенных скульптурных изображений мужчин или женщин, примером последнего служит Эрехтейон (421–406 гг. до н. э.) на афинском Акрополе.

Портик кариатид. Эрехтейон. Изображение: Berthold Werner, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Человеческая мера, положенная в основу греческого храма, выражает антропоцентризм греческой культуры, которому вторят слова драматурга Софокла: «Много есть славных сил в природе, но славней человека нет ничего».

Знаменитые древнегреческие храмы

  • Храм Зевса в Олимпии, возведенный в 468-456 годах до н. э. архитектором Либоном, был самым крупным храмом всего Пелопонесского полуострова. Он сохранился в виде руин, но по сию пору его высокие ступени, превышающие шаг человека и, как написал один историк искусства, «мощный хаос сокрушенных колонн», выражают нечеловеческий масштаб сооружения. Именно в данном храме когда-то находилась знаменитая статуя Зевса, включенная в символический список Семи чудес света.
  • Парфенон (447-438 годах до н. э.) архитекторов Иктина и Калликрата стал образцом греческой храмовой архитектуры. Своими размерами, величественностью и стройностью он выделяется как центр ансамбля, который представляет собой афинский Акрополь. Будучи классическим дорическим периптером, Парфенон выдержан в пропорциях ионического ордера: соотношение его колонн 17/8, а не 13/6, как обычно у дорического храма, колонны выше и поставлены чаще, легко вздымая антаблемент. 
Парфенон. Изображение: Wikimedia Commons
  • Храм Аполлона в Дельфах, точнее, его последний вариант – построенный в IV веке до н. э. периптер, почти целиком разрушен. После пожаров и землетрясений храм Аполлона каждый раз отстраивался заново, поскольку это место древнего святилища являлось одним из самых почитаемых в Греции. Храм был известен тем, что в нем пророчествовал знаменитый Дельфийский оракул.

Влияние древнегреческих храмов на архитектуру последующих эпох

Эллинские храмы с их удивительной простотой и одновременно торжественностью, гармонией, открытостью окружающему пространству, возможностями множества вариаций оказали влияние на зодчих всех последовавших за античностью столетий и положили начало долгой традиции храмовой архитектуры в классическом стиле.

Древнеримские храмы представляют собой интерпретацию греческих, переосмысленных для огромной империи, где здания, помимо всего прочего, демонстрировали размах и величие государства. Принципы греческих архитекторов подошли и для строительства христианских церквей, что видно не только на примере Византии, ставшей культурной наследницей эллинов, но и европейского Средневековья: романика и готика основывались все на той же структуре – колонна и перекрытие – переработанной, однако остававшейся по-прежнему актуальной.

Настоящий расцвет интереса к архитектуре греков пришелся на период Возрождения. Ренессансные зодчие, возводившие храмы, следовали примерам античных построек и архитектурным трактатам, выражая с помощью приемов древних строителей идею божественной красоты. Греческая храмовая архитектура повлияла также и на светское строительство Ренессанса и затем классицизма. Итальянский архитектор XVI столетия Андреа Палладио, следуя принципам римской архитектуры, восходящим к греческой, использовал ордер и в том числе портики на фасадах в украшении палаццо, вилл, церквей. В России постройки в палладианском стиле, как светские, так и церковные, стали настолько своими, родными, что без них невозможно представить отечественный ландшафт. Появился такой тип зданий в эпоху классицизма.

Вилла Ротонда Андреа Палладио. Виченца, Италия. Изображение: Freepik

Классический греческий храм жив и поныне, ордерная система по-прежнему применяется современными архитекторами, но в каком бы стиле они ни работали, воплощенный греками в их сакральных сооружениях принцип красоты и гармонии остается главной мерой для зодчего.

Ирина Кравченко

Изображение на обложке: Felipe Pérez Lamana/Unsplash       

Парад Победы
9 мая 2025  10 мин.

Парад Победы

Парад Победы — это один из главных исторических символов нашей страны, который объединяет поколения, олицетворяет триумф нашего народа и позволяет сохранять память о его героических подвигах. Кадры 1945 года, на которых советские солдаты бросают нацистские штандарты и знамена к основанию Мавзолея, стали символом наступления новой эпохи. В этой статье мы вспомним основные события первого Парада Победы, поговорим об особенностях парадов в СССР и современной России, а также о международном значении торжественных маршей на Красной площади.

Изображение: Тихонова Пелагия/Агентство «Москва»

Первый Парад Победы 1945 года

Подготовка к Параду Победы

Уже 15 мая 1945 года руководитель СССР и Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин во время праздничного обеда в Кремле заявил о своем решении провести в Москве Парад Победы. Необходимо было обеспечить участие в церемонии представителей всех фронтов и видов вооруженных сил, а также военнослужащих с выдающимися боевыми заслугами, независимо от их званий. На подготовку отводилось немногим более месяца, поэтому ее начали незамедлительно. Специально созданную для этих целей комиссию возглавил генерал-полковник Павел Артемьев, командовавший Московским военным округом.

Принимать парад доверили маршалу Георгию Жукову, который спланировал множество успешных оборонительных и наступательных операций Великой Отечественной, а также лично руководил штурмом Берлина. Командующим парадными войсками назначили маршала Константина Рокоссовского, руководившего войсками в Сталинградской битве и участвовавшего в освобождении Прибалтики и Польши.

Для участия в параде было сформировано 10 сводных полков — по одному от каждого из фронтов:

  • Карельский;
  • Ленинградский;
  • 1-й Прибалтийский;
  • 3-й Белорусский;
  • 2-й Белорусский;
  • 1-й Белорусский;
  • 4-й Украинский;
  • 3-й Украинский;
  • 2-й Украинский;
  • 1-й Украинский.

Еще два сводных полка сформировали из представителей Военно-морского флота и Народного комиссариата внутренних дел СССР. При отборе к участникам парада поначалу предъявляли весьма строгие требования: помимо наличия боевых заслуг, они должны были иметь рост не менее 176 сантиметров и быть не старше 30 лет. Однако сформировать полки по такому принципу в столь сжатые сроки было затруднительно, поэтому для многих участников парада  делали исключения.

Парад Победы 24 июня 1945 года. Автор фото: И. Шагин. Главархив Москвы. Изображение: mos.ru

В общей сложности для участия в Параде Победы отобрали порядка 35 000 человек, из которых более 31 000 составляли солдаты и сержанты. С конца мая тренировки проходили ежедневно, по нескольку часов подряд. В одном строю с простыми солдатами маршировали генералы, маршалы и представители высшего офицерского состава. Разные виды войск участвовали в предварительных репетициях по отдельности.

  • Пехотные части и конница — на аэродроме на Ходынском поле.
  • Артиллерийские части — на Садовом кольце, между Парком Горького и Смоленской площадью.
  • Моторизованная пехота и танковые войска — на полигоне в Кузьминках.

22 июня 1945 года, в четвертую годовщину со дня начала Великой Отечественной    войны, Иосиф Сталин подписал приказ о проведении Парада Победы. В этот же день, всего за 2 дня до события, все виды вооруженных сил впервые собрались вместе и провели генеральную репетицию на Красной Площади.

Проведение Парада Победы

В воскресенье 24 июня 1945 года в 10 часов утра на Красной площади в Москве начался первый Парад Победы. Он проходил в непростых погодных условиях — под проливным дождем и при нетипично низкой для этого времени  температуре воздуха 15 °C.

Окружающее площадь пространство украсили красными знаменами и цветами, а рядом с ГУМом установили гербы всех советских республик. По изначальному плану парад должны были открыть офицер и 2 сержанта, установившие Знамя Победы на крыше Рейхстага в Берлине. Однако у них было недостаточно времени для оттачивания парадного строевого шага, а идею назначить других знаменосцев сочли неправильной, поэтому от этой части плана пришлось отказаться.

Принимавший парад Георгий Жуков на белом коне выехал на Красную площадь через Спасские ворота одновременно с боем курантов. Со стороны Никольской башни Кремля, сидя на вороном коне, навстречу ему выехал Константин Рокоссовский. Когда  они поравнялись у Мавзолея, Рокоссовский доложил Жукову о готовности к проведению парада и начался  объезд всех участников парада для приветствия.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков объезжает на лошаде колонны участников Парада Победы 24 июня 1945 года. Автор фото: М. Трахман. Главархив Москвы. Изображение: mos.ru

После объезда войск началось движение сводных полков через площадь по направлению от здания Государственного исторического музея к Васильевскому спуску, который в те годы не имел официального названия. Очередность их прохождения была определена по географической принадлежности фронтов, с севера на юг. Военный оркестр в составе 1 400 музыкантов исполнил по одному маршу для каждого проходящего полка. Кульминацией парада стало шествие дивизии НКВД с опущенными вниз знаками отличия немецких частей. Под дробь барабанов начиная с личного штандарта Гитлера 200 знамен были сброшены к стенам Мавзолея.

Во второй части Парада Победы, которая длилась порядка часа, зрители смогли увидеть 1 850 единиц боевой техники, включая:

  • зенитные орудия;
  • самоходные артиллерийские установки;
  • реактивные системы залпового огня;
  • минометы, пушки и гаубицы;
  • танки и моторизованную технику.

Из-за плохих погодных условий было решено отказаться от прохождения  по Красной площади колонны рабочих и пролета авиации. К вечеру дождь закончился, и в небо вокруг центра Москвы были подняты 500 заградительных аэростатов системы противовоздушной обороны. Ровно в 23 часа установленные на них артиллерийские установки последовательно произвели 20 000 залпов, устроив красочный фейерверк в ночном небе столицы.

Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. Изображение: Mil.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Причины прекращения регулярных парадов после войны

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз находился в тяжелейшем  социально-экономическом положении. Многие города были разрушены, промышленность и сельское хозяйство нуждались в срочном восстановлении, миллионы жителей  погибли как на фронте, так  и на оккупированной территории, умерли от  голода и болезней. В силу всех этих  причин существенно сократилась доля трудоспособного населения. К послевоенным тяготам добавились неурожаи, вызванные сильной засухой, продолжавшейся несколько лет подряд. В столь тяжелых условиях государство попросту не могло позволить себе финансирование масштабных празднований. В 1947 году 9 мая объявили рабочим днем.

Возрождение традиции парадов

Следующий парад на Красной площади прошел в 1965 году, в честь 20-летнего юбилея Победы. В тот год 9 мая вновь стал выходным днем. Около трети участников парада 1965 года составляли ветераны, также в нем приняли участие военные Московского гарнизона и курсанты различных военных училищ. Знамя Победы несли участники штурма Рейхстага Константин Самсонов, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Именно после парада 1965 года появилась традиция всенародной Минуты молчания, о начале которой объявляли по телевидению и радио.

В 1975 году в честь 30-летия Победы парад не проводился, однако на Красной площади были организованы торжественные мероприятия, в том числе возложения венков к Мавзолею и Могиле Неизвестного Солдата. Кстати, именно в тот год была впервые исполнена на сцене песня Давида Тухманова и Владимира Харитонова «День Победы», впоследствии ставшая гимном праздника.

В 1985 году  во время проведения парада в честь  40-летия Победы  организаторы уделили особое внимание исторической теме. Участники были одеты в мундиры 1940-х годов, а по брусчатке Красной площади проехали танки Т-34-85 и «Катюши» (артиллерийские системы БМ-13). Знамена частей также были оригинальными, однако Знамя Победы решили поберечь и оставить на хранение в музее, поэтому для парада была изготовлена его точная копия.

Парад Победы 1985 года. Знамя Победы несёт дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н.М.Скоморохов. Изображение: Mil.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Последний в советской истории парад Победы состоялся в 1990 году. Парад открыли выносом копий Знамени Победы и берлинского памятника Воину-освободителю, для чего скульптуру высотой 13 метров установили на армейском тягаче. После этого на Красную площадь вышли ветераны Великой Отечественной войны. Четыре колонны общей численностью более чем 630 человек прошли по площади в сопровождении роты Почетного караула. В завершение парада были показаны новейшие образцы военной техники.

Современные парады Победы

В 1995 году было принято решение о ежегодном проведении парадов Победы. В соответствии с традициями они начинаются с выноса копии Знамени Победы, после чего на Красную площадь выезжают Министр обороны РФ и один из генералов, которые выполняют функции принимающего парад и командующего войсками.

С 1997 года руководители страны наблюдают за парадом со специальных трибун, которые собирают на время торжественных мероприятий. В 2008 году, после ремонта Красной площади, было возобновлено прохождение колонн военной техники и пролет над площадью боевых самолетов и вертолетов. Ранее для этих целей организовывали отдельное мероприятие, которое проходило на Поклонной горе. Если в параде участвует авиация, традиционным финальным элементом является распыление трех тонированных  дымовых полос, соответствующих  цветам российского триколора.

Международный аспект парадов Победы

Иностранные делегации посещают парады Победы начиная с 1995 года. Именно этот год стал рекордным по количеству высокопоставленных зарубежных гостей — тогда на параде присутствовали лидеры 56 стран, включая Германию и США, а также генеральный секретарь ООН Бутрос Гали. В 2005 году в сопровождении немецкого канцлера Герхарда Шредера на параде присутствовали ветераны вермахта, что стало символом примирения  сторон и начала новой эпохи в двусторонних отношениях. В 2010 году по Красной площади прошла колонна иностранных военных, представляющих страны антигитлеровской коалиции. Таким образом международное сообщество отдало дань уважения СССР, внесшему колоссальный вклад в разгром нацизма.

Изображение: Вячеслав Прокофьев, ТАСС/kremlin.ru

Интересные факты о парадах Победы

  • Существует версия, что изначально первый Парад Победы должен был принимать лично Иосиф Сталин, однако он не очень хорошо ездил верхом и во время генеральной репетиции упал с лошади. Отметим, что многие исследователи сомневаются в правдивости этой истории и считают ее мифом.
  • Перед Парадом Победы московская швейная фабрика «Большевичка» получила крупнейший заказ за всю свою историю. Примерно за 3 недели сотрудникам предприятия удалось изготовить более 15 000 парадных мундиров, обеспечив почти половину участников парада новой формой.
  • Формально первый Парад Победы прошел не в Москве, а в Берлине. 4 мая 1945 года, еще до подписания акта о капитуляции, над площадью у Бранденбургских ворот пролетели истребители, сбросившие разноцветные флажки. После этого состоялся марш порядка 2 000 военных и проезд нескольких десятков единиц боевой техники. Берлинский парад принимал генерал-полковник Николай Берзарин.

Другие военные парады на Красной площади

Военные парады на Красной площади — давняя русская традиция, уходящая корнями в XVII век. На «Торгу» (историческое название площади) проводились торжественные военные шествия. И даже когда столицу перенесли в Санкт-Петербург, парады проводились во время церемоний коронации императоров.

В 1918 году на Красной площади состоялся первый парад Красной армии, для которого были сформированы колонны военных и рабочих. С установлением советской власти регулярными стали парады на 1 мая — День международной солидарности трудящихся, и 7 ноября ­ — годовщину Октябрьской революции. Именно в честь годовщины Октябрьской революции прошел на Красной площади и знаменитый парад 1941 года, состоявшийся в самый разгар битвы за Москву. Многие его участники уже через несколько часов после окончания парада были на передовой.

Вопрос-ответ

Когда состоялся первый Парад Победы и кто командовал им?

Первый Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года, его принимал Георгий Жуков, а за командование войсками отвечал Константин Рокоссовский.

Поверженные вражеские знамена на параде 24 июня 1945 г. Изображение: Mil.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Какой год ознаменовал возвращение регулярного проведения парада Победы?

Парады Победы проводились в юбилейные 1965 и 1985 годы, а также в 1990 году. Начиная с 1995 года, их проведение стало регулярным.

Какие новые элементы появились в современном варианте парада Победы?

Главным новшеством современных парадов Победы стали пролеты боевой авиации. Такой пролет также планировали на историческом параде 1945 года, однако из-за плохой погоды его пришлось отменить.

Какова роль международных гостей на российском параде Победы?

Присутствие иностранных гостей на российских парадах Победы является символом общей исторической памяти и отражением особой роли Красной армии в борьбе с нацизмом.

Почему сохранение традиции проведения парада Победы важно для нашей страны?

Парад Победы в Москве является важной частью нашей национальной идентичности. Он отражает сохранение памяти о героизме советского народа, цене Победы и общей трагедии, затронувшей миллионы семей.

Изображение: Авилов Александр/Агентство «Москва»

Иван Стефанов

Изображение на обложке: Mil.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Посмотреть все статьи

Видео на ПОИСКе

Показать все
Скачать последний выпуск Поиск
Скачайте последний выпуск газеты «ПОИСК» бесплатно прямо сейчас Скачать

ПОИСК — путеводитель по науке

Показать все