Поиск - новости науки и техники

Плоды выбраковки. В борьбе за абитуриентов побеждают сильнейшие

10.11.19

В этом году поставлен рекорд по количеству зачисленных в вузы отличников (70 и выше баллов ЕГЭ) – им досталось более половины всех бюджетных мест. Причем «пятерочники» пришли не только на бюджет, они заняли также более 30% платных мест. Об этом журналистам рассказал на пресс-конференции ректор Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Он представил результаты ежегодного мониторинга качества приема в вузы, подготовленного специалистами «Вышки».
Количество вузов с очень высоким (средний балл ЕГЭ 80+) качеством приема и высоким (средний балл – от 70 до 80) на бюджет составило 173, что на 15 больше, чем в 2018 году. Я.Кузьминов отметил, что группа «очень высокого» качества растет стремительно быстро, – на 42% за год, а вот «просто» высокого – гораздо медленнее. Это, по его словам, наглядно демонстрирует укрепление группы «очень сильных университетов», которые удерживают свои позиции за счет перетока к ним лучших абитуриентов, в том числе и на платные места.
«Еще один важный рубеж достигнут – изменение динамики бюджетного и платного приема, – добавил ректор НИУ ВШЭ. – У нас долгие годы не очень быстро, но все-таки устойчиво росла доля платного приема. Если в прошлом году у нас были 39% платного приема по наблюдаемой группе, то в этом он фактически на 1% меньше – это очень много в масштабах страны и говорит о том, что доступность высшего образования для людей, которым сложно платить, становится немножко выше».
В качестве гипотезы авторы мониторинга выдвинули также предположение, что причиной снижения масштабов платного приема на очные программы могут быть сокращение общего числа выпускников полной средней школы и существенное увеличение числа выпускников девятых классов, уходящих в систему среднего профессионального образования.
В ТОП-25 государственных вузов по качеству бюджетного приема вошли 15 московских вузов, шесть из Санкт-Петербурга, два из Нижнего Новгорода и по одному из Новосибирска и Перми. Одиннадцать вузов из списка лучших имеют средний балл поступивших на бюджет выше 90 (в 2018-м таких было 7).
Вот показатели пятерки самых лучших. Московский физико-технический институт (Физтех) принял 825 человек со средним баллом 97,3, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) – 398 человек (средний балл – 96,2), НИУ ВШЭ – 2174 человека (средний балл – 95,4) , НИЯУ «МИФИ» – 602 человека (средний балл – 93,66), Университет ИТМО – 1153 человека (средний балл – 92,7).
Что же касается платного образования, то здесь показатели тоже высоки – в пяти университетах средний балл ЕГЭ для платников превысил 80. При этом по качеству платного приема лидируют практически те же вузы, что и по качеству бюджетного: МФТИ – 292 человека (средний балл – 88,6), НИУ ВШЭ – 4885 человек (средний балл – 83,8), МГИМО – 764 человека (средний балл – 83,6), СпБГУ – 1351 человек (средний балл – 80,7) , НИУ ВШЭ филиал в Санкт-Петербурге – 1065 человек (средний балл – 80,6).
Что интересно, многие молодые люди теперь отдают предпочтение поступлению на платное место в ведущие вузы, хотя есть возможность учиться на бюджете, но в университетах среднего сегмента по качеству.
«В России заработал закон репутации – жесткая выбраковка вузов прошла успешно, – считает Я.Кузьминов. – Семьи начали делать осознанные инвестиции. Система высшего образования стала здоровой».
Что же касается направлений подготовки, то тут сложились пять вполне устойчивых групп по структуре и качеству приема.
Первая – та, в которой много и бюджетных, и платных мест. На все большой спрос и высокий проходной балл. В такой группе, к примеру, находится «Здравоохранение».
Вторая – со сравнительно маленьким количеством как бюджетных, так и платных мест и средним или низким качеством приема. В эту группу попали такие направления, как «Вооружение», «Морская техника» и «Металлургия». Наборы на них совсем небольшие – от 40 до 100 человек. Авторы исследования считают, что, вероятно, их нужно укрупнять и связывать с реальным сектором экономики.
Третья группа – очень много бюджетных мест, почти нет платного приема, а само качество приема в целом низкое. Здесь в списке значатся « Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства» и многие технологические специальности. Такой показатель большого количества бюджетных мест и невысокого качества приема, по мнению ректора НИУ ВШЭ, ставит вопрос о возможной внутренней дифференциации системы образования с тем, чтобы хотя бы в нескольких вузах подготовка по этим направлениям велась на конкурентоспособном уровне.
Четвертая группа – мало бюджетных мест и много платных с требованием высокого проходного балла. Здесь рынок тоже деформирован, только в обратную сторону: предложение для бюджетников искусственно ограничено по сравнению с реальным спросом на них. Это приводит к тому, что дети из среднего класса и малообеспеченных семей испытают реальные сложности при желании поступить на «Лингвистику» или, к примеру, «Востоковедение».
В пятой группе – массовые направления, где платный набор реально превышает бюджет, разрыв качества между платниками и бюджетниками также велик. Именно в эту группу попали «Юриспруденция», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное направление».
Специалисты НИУ ВШЭ предполагают, что данный анализ динамики говорит о необходимости принять меры оптимизации системы выделения контрольных цифр приема, так как сегодня качество абитуриентов, приходящих на разные специальности в разные вузы, никак не учитывается при распределении бюджетных мест.

Татьяна ЧЕРНОВА

1 комментарий

  • Остаются вопросы к методике подсчета баллов ЕГЭ.
    Победителям олимпиад по-прежнему проставляется 100 баллов? После введения требования победителям сдать ЕГЭ хотя бы на 75 баллов баллы в рейтингах вузов не упали.
    ВШЭ принимает на бюджет больше студентов, чем по контрольным цифрам министерства. Как учитываются баллы “сверхплановых” бюджетников?
    Сама единственная в мире система рейтинга вузов по баллам абитуриентов вызывает сомнения. С другой стороны, другие более понятные критерии, как, например, используемый в США количество отчисленных студентов, в РФ не используются.