Маяки и бриллианты. Президент задал ориентиры ученым.

В Национальной академии наук Беларуси с участием главы государства прошло совещание по вопросам развития науки. Кроме президента на встречу с учеными прибыли члены правительства, руководители администрации президента РБ, министерств и ведомств, крупнейших промышленных предприятий, ректоры вузов. Всего в конференц-зале Президиума НАНБ собралось более 400 человек.
Перед встречей А.Лукашенко посетил выставку белорусских научных достижений, на которой было представлено свыше 200 разработок. В частности, президенту рассказали о национальной космической системе дистанционного зондирования Земли, а также о разработанном белорусскими специалистами новом спутнике, который по параметрам значительно превосходит первый отечественный космический аппарат, запущенный в июле 2012 года. Сейчас спутник готовится на Байконуре к запуску на орбиту.
По словам главы государства, Белоруссия находится в условиях, похожих на те, в которых развивались Япония, Южная Корея, Сингапур. “Мы не богаты природными ресурсами, зато имеем мощный интеллектуальный потенциал, толковых специалистов. Однако пока в нашей стране нет достижений мирового уровня ни в одном из высокотехнологичных направлений. То, что вы показали на выставке, важно и здорово. Но в данном случае я говорю о прорывных направлениях, маяках, на которые мы должны ориентироваться, идя вперед”, — отметил президент. Достижения белорусских ученых, о которых часто говорится в СМИ, к примеру, по созданию суперкомпьютера, спутника, лекарства от рака, центра клеточных технологий, по выращиванию трансгенных коз являются важными новациями в масштабе страны, но далеко не результатами мирового уровня.
Как считают эксперты, в числе главных проблем, тормозящих развитие белорусской научной сферы, — низкая наукоемкость ВВП и падение престижа карьеры ученого. Президент согласился, что расходы от ВВП на науку в республике действительно ниже, чем в странах — лидерах научно-технического прогресса. Однако за рубежом львиную долю расходов на науку составляют не бюджетные деньги, а средства корпораций и фирм. “У нас же, — подчеркнул А.Лукашенко, — такой источник финансирования используется недостаточно. В Белоруссии доля инновационно активных предприятий составляет около 26%, в странах Евросоюза она доходит до 80%. В чем дело? Руководители не видят перспектив от применения научных результатов, или само качество исследований их не удовлетворяет?”.
Председатель Президиума НАНБ академик Владимир Гусаков отметил, что белорусская наука стала прикладной и действует рука об руку с производством. Так, в 2013 году около 86% затрат на науку в НАНБ было направлено на прикладные исследования и разработки. Практически весь объем средств, выделяемых из госбюджета, возвращается обратно в целевые бюджетные фонды в виде налогов и сборов, уплачиваемых академическими организациями. В прошлом году менее трети общего объема работ, выполненных НАНБ, финансировалось из госбюджета.
Владимир Гусаков также обратил внимание на тревожную тенденцию старения кадров высшей квалификации. Доля докторов наук пенсионного возраста составляет свыше 76%. По его мнению, это связано с непрестижностью научного труда у молодежи. О непопулярности карьеры ученого среди молодежи говорил и ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов. По его словам, труд молодого ученого в стране сегодня не мотивирован, оттого отсутствует приток в аспирантуру лучшей молодежи, которая все чаще выбирает работу в бизнесе.
Вступая в диалог с ректором вуза, А.Лукашенко заметил: “Мы ко всему подходим чохом: нам нужна молодежь в среде ученых! А мне, как президенту, и стране не молодежь нужна, которую должны выкристаллизовать в вузе, а те алмазы, из которых мы сделаем бриллианты. Почему мы в вузе не вычленяем самых великих? Нам нужны те единицы, которые прорвутся где-то, а за ними пойдут и другие. Почему мы не исходим из качества? Мы должны переосмыслить эти подходы и не гнаться за масштабами. А великих — единицы. Поэтому неправда, что мы не можем мотивировать, надо отбирать воистину ученых”.
Спикер верхней палаты парламента академик Анатолий Рубинов говорил о гуманитарной проблематике. Он считает, что сегодня страна должна сосредоточиться на таких вопросах, как формирование идеологии, самоидентификации граждан. В связи с этим он предложил создать вместо существующих институтов гуманитарного отделения три крупных центра: белорусской культуры и литературы, историко-социальных проблем и стратегических исследований. Последний, по его мнению, особенно важен для проработки перспективных планов развития Белоруссии и должен обеспечить аналитику, прогнозы в области экономики, страноведения, международных отношений, других вопросов, связанных с развитием страны.
Подводя итоги совещания, А.Лукашенко отметил, что далеко не все в системе управления научной сферой его устраивает. Сегодня функции управления распределены между НАНБ, Госкомитетом по науке и технологиям и другими структурами. На деле же нередко имеет место дублирование их функций в таких вопросах, как финансирование научной деятельности, контроль за использованием бюджетных средств, проведение государственной научно-технической экспертизы.
“Межведомственной координацией в науке должна заниматься, видимо, Национальная академия наук. Однако она слабо справляется с этой функцией, сосредоточившись в основном на внутренних проблемах. Непонятно, чего не хватает: авторитета, желания работать или, может быть, административного ресурса?” — заметил президент. В связи с этим появляются предложения создать единый орган государственного управления научной сферой, к примеру Министерства образования и науки. Глава государства поручил правительству и НАНБ рассмотреть вопрос о совершенствовании государственного управления наукой в стране. “Я готов пойти на любые реформы, главное, чтобы был положительный результат”, — подчеркнул А.Лукашенко.
Принципиально иными, по мнению белорусского лидера, должны стать взаимоотношения государства и научных организаций. Ученые должны иметь конкретную задачу и работать на тот результат, в котором заинтересована страна. В качестве примера эффективности подобной практики президент привел опыт СССР, где сначала правительство ставило задачи, а затем для их решения создавались институты, закупалось оборудование и привлекались специалисты. “Нам нужно возродить систему государственного заказа в науке… Если этого не произойдет, ученые так и будут заниматься исследованиями зачастую по надуманным темам”, — отметил президент.
Глава государства сообщил также, что в дальнейшем из бюджета продолжится финансирование только тех направлений, где сложились известные научные школы, например, оптики, лазерной физики, теплофизики, биоорганической химии и материаловедения. “Однако судить о результативности вашей работы в этой области будем по международным критериям”, — предупредил ученых президент.
Особое внимание в своем выступлении А.Лукашенко уделил развитию НАНБ. По его мнению, академическая наука призвана обеспечить опережающие темпы развития производств пятого и шестого технологических укладов, которые в будущем дадут максимальный экономический эффект. Жизнь сегодня ставит перед Академией наук новые общегосударственные задачи — это научное сопровождение масштабных инновационных проектов, таких как использование системы дистанционного зондирования Земли, строительство Белорусской АЭС, развитие биотехнологической отрасли, наноиндустрии, производства микро- и оптоэлектроники.
Однако в нынешних условиях, отметил глава государства, Академии наук предстоит решить вопросы оптимизации структуры и штатной численности своих организаций. В НАНБ сегодня работают более 17 тысяч человек, из которых исследователи составляют лишь треть. Поэтому президент поручил правительству и академии в нынешнем году принять меры по сокращению штатной численности финансируемых из бюджета сотрудников НАНБ и ее подведомственных организаций. Высвободившиеся средства станут источником повышения зарплаты.

Александр ЮРИН

Нет комментариев