Глобально мобильны. Возрождение былой славы нашего инженерного образования зависит от слаженных действий всех сторон — школ, университетов, предприятий, министерств. Новосибирский государственный технический университет — среди тех, на кого возложена эта

Ректор Новосибирского государственного технического университета, вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, профессор Николай Пустовой убежден, что система высшего образования СФО должна быть ориентирована на решение задач инновационного развития региона. Добиться успеха в этом деле можно только с опорой на кадры и материально-техническую базу наиболее продвинутых научно-образовательных центров. Программа стратегического развития НГТУ “Инженерные и научные кадры для инновационной экономики” (далее — ПСР) позволяет вывести возможности вуза на новый уровень.
Как отмечает первый проректор НГТУ профессор Геннадий Расторгуев, ПСР, федеральное финансирование которой составляет 100 млн рублей в год в течение трех лет, дополненное значительными собственными средствами университета — 1 мрлд 300 млн рублей на весь период ее реализации, позволяет выполнить 23 проекта по таким укрупненным направлениям деятельности вуза, как модернизация образовательного, научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обу­чающихся, совершенствование инфраструктуры.
— Наша программа стратегического развития ориентирована, главным образом, на поддержку инфраструктуры, модернизацию лабораторий — студент должен учиться работать на современном оборудовании, с которым будет иметь дело на передовых промышленных предприятиях, — рассказывает проректор НГТУ по учебной работе профессор Анатолий Батаев. — Другая важная задача — повышение квалификации наших сотрудников, в первую очередь молодых. В рамках программы академической мобильности мы поддержали поездки студентов, аспирантов, молодых преподавателей на стажировки, конференции, летние школы в другие российские вузы и за рубеж. Наш университет третий год участвует в Президентской программе переподготовки инженерных кадров и является одним из лидеров по количеству переобученных инженеров — несколько сотен человек мы обу­чили на своей базе, некоторых отправили на стажировки в ведущие российские и европейские технологические центры.
— К сожалению, академическая мобильность иногда отличается односторонностью, и здесь нам есть над чем работать, — отмечает проректор НГТУ по международным связям профессор Евгений Цой. — При том что НГТУ занимает первое место по международному сотрудничеству в Новосибирске, восьмое место по числу иностранных студентов среди российских вузов, у нас недостаточно студентов из европейских стран. Зеркальная ситуация с Казахстаном: казахские студенты составляют 74% от общего числа иностранных студентов, но сложно уговорить наших студентов поехать туда поучиться. Стимулированием мобильности международное сотрудничество не ограничивается, мы стараемся подходить к вопросу более системно: совместные образовательные программы, двойные дипломы, летние и зимние школы, научные стажировки, производственные практики — все это необходимые инструменты для выстраивания модели сетевого образовательного технического университета, согласно новому Закону об образовании.
В рамках ПСР мы разработали программы двойных дипломов по глобальному управлению инновациями с университетами Финляндии, Польши, Германии, Китая. С Университетом Падуи готовим магистрантов и аспирантов в области электротехнологий — в этом случае у аспиранта два научных руководителя: наш профессор и итальянский. С Монгольским университетом науки и технологий и Казахстанским государственным техническим университетом выпускаем специалистов по управлению системами электроснабжения. Есть совместные программы с Университетом Ганновера — по материаловедению, с Техническим университетом Либерец (Чехия) по мехатронике и автоматике.
Чешские коллеги приглашают наших магистрантов продолжить учебу у себя в аспирантуру, но мы нацелены на развитие совместных PhD-программ — как с Университетом Падуи. Это предусматривает совместные публикации в журналах, индексируемых в базах Web of Science, Scopus, участие в международных конференциях, что повышает рейтинг университета и, в конечном счете, открывает возможности для широкого сотрудничества с зарубежными партнерами.
НГТУ сегодня участвует в четырех проектах Tempus, является базовым вузом по энергетике в Университете Шанхайской организации сотрудничества. Работает давно отлаженная система летних и зимних школ по разным специальностям с университетами Хемница, Руссельхайма, Берлина, Висбадена. В программах академической мобильности делаем ставку на молодых: 46% выезжавших на стажировки и конференции в рамках ПСР — молодые кандидаты наук, 24% — студенты.
— И все-таки основная задача — подготовка кадров в стенах НГТУ, — продолжает профессор Батаев. — Мы поддержали интегрированную межфакультетскую программу для магистрантов, в реализации которой участвуют факультет бизнеса, факультет мехатроники и автоматизации, механико-технологический факультет, факультет автоматики и вычислительной техники. Магистранты этих факультетов в группах по 3-6 человек работают над решением сложных проектных задач, где нужны разные специалисты — маркетологи, машиностроители, специалисты в области электропривода, вычислительных технологий.
Диплом они получают по своей основной специальности, но во вкладыше к диплому указывается дисциплина “Управление инновациями”. Думаю, мы пока еще недостаточно рекламируем эту программу перед работодателями, иначе они в первую очередь приглашали бы на работу тех 70-80 выпускников, которые ежегодно участвуют в программе.
Уверен, что для формирования инновационных компетенций у студентов их надо привлекать к работе над реальными проектами. Например, наш университет совместно с компанией “Новосибирский электровакуумный завод — Союз” занимается разработкой биомедицинской керамики, среди 84 участников проекта 20 студентов, ребята работают над созданием новых продуктов.
В НГТУ давно сформирована и хорошо работает система непрерывной подготовки, налажены контакты со школами. Проблемы здесь связаны с уровнем подготовки абитуриентов. Чтобы сильных выпускников школ переориентировать на инженерное образование, оно должно быть серьезно востребовано промышленностью и обществом. Мы, со своей стороны, стараемся убедить студентов в значимости и полезности технического образования, привить любовь к специальности. И опыт показывает, что большинство выпускников с благодарностью вспоминает годы учебы в НГТУ как начало успешной карьеры.

Холод как метод
Значительная часть финансирования в рамках Программы стратегического развития университета — около 100 миллионов рублей (30% финансирования ПСР) — была направлена на модернизацию научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности. Было поддержано 39 научных проектов по приоритетным направлениям развития НГТУ, созданы и оснащены новые лаборатории.
— Одно из наиболее интересных вложений — создание лаборатории фотовольтаики, — комментирует проректор НГТУ по научной работе профессор Алексей Вострецов. — Это перспективное направление, интенсивно развивающееся во всем мире. Планируется также полное оснащение Центра прототипирования НГТУ — закуплены уникальные станки, позволяющие соответствовать самым современным требованиям в этой области.
Большие надежды возлагаем на лабораторию статических и динамических испытаний конструкций. Идея возникла еще в прошлом веке: в 1969 году при строительстве пятого корпуса университета был возведен так называемый “статзал” — специальное помещение с несущими колоннами, 4-метровым фундаментом с силовым полом и силовым потолком для испытания на прочность различных частей самолетов и вертолетов. Планировались совместные исследования с Сибирским НИИ авиации, однако в 1990-е годы заказы на эти испытания прекратились.
Сейчас спрос вновь появился — к концу года лабораторию должны ввести в строй. Уже работают лаборатория энергосбережения на факультете энергетики, уникальная СВЧ-лаборатория, в которой проводятся и учебные занятия, и исследования по радиоприемным и радиопередающим устройствам для ОКБ Сухого, СКБ “Робототехника и искусственный интеллект”, ЦКП лазерных и оптических технологий.
Не могу не рассказать о наиболее близкой моим научным интересам лаборатории квантовой криогенной электроники. Насколько мне известно, аналогичных подразделений в России всего три — в Нижегородском государственном техническом университете, в Московском институте стали и сплавов, в Институте физики полупроводников СО РАН. Но исследования ведутся в разных направлениях, например, мы работаем над созданием новой элементной базы для электронных приборов, которая действует при сверхнизких температурах.
Гордость лаборатории — криостат растворения финской фирмы Blue Forth. Оборудование запустили в феврале, уже удалось получить температуру 7,5 милликельвина. Руководить исследованиями будут ведущие физики НГТУ, имеющие высокий индекс Хирша, — профессора Евгений Ильичев и Яков Гринберг. В нашей лаборатории используются новейшие технологии замкнутого цикла, что позволяет уйти от больших затрат на расходные материалы.
Налажено сотрудничество с Институтом фотонных технологий города Йены (Германия). Например, мы разработали первичные преобразователи для измерений в этом диапазоне температур, немецкие коллеги использовали нашу схемотехнику и устройства, а взамен предоставляли нам образцы для исследования. Такой вот научный бартер. Теперь мы сможем в сибирской и немецкой лабораториях проверять воспроизводимость экспериментов. Задача на будущее — получить финансирование: подготовили заявки на конкурсы РНФ и Минобрнауки. Современное оборудование и огромный опыт экспериментальных исследований у наших ученых позволяют надеяться на результаты мирового уровня.

Расшифрованная партитура
Исследования жестовых языков начались с 1960 года, когда американский лингвист Вильям Столки доказал, что это такие же полноценные человеческие языки, как и звуковые, и они могут изучаться на тех же основаниях. В России это направление начало развиваться менее 10 лет назад на отделении теоретической и прикладной лингвистики МГУ под руководством профессора Андрея Кибрика. В НГТУ исследования русского жестового языка ведутся с 2007 года под руководством доцента кафедры филологии Светланы Бурковой.
С 2012 года в НГТУ реализуется проект РФФИ “Корпусное исследование морфосинтаксиса и лексики русского жестового языка”. В состав участников входят специалисты по русскому жестовому языку из Новосибирского государственного технического университета и Университета Амстердама. Цель проекта — изучение и описание ряда аспектов языковой системы русского жестового языка (на основе создаваемого аннотированного корпуса видеотекстов).
Видеокорпус — это сборник расшифрованных, переведенных и лингвистически размеченных текстов разного характера, которые носители языка “наговаривают” на видеокамеру. Такой корпус позволяет сделать быстрый подбор примеров по заданной теме, скажем, выбрать все глаголы прошедшего времени. На сегодняшний день уже созданы видеокорпусы австралийского, американского, британского, голландского, немецкого и других жестовых языков.
— Видеокорпус русского жестового языка будет, конечно, включать меньше текстов, чем корпусы звуковых языков. Но мы уже собрали около 70 тысяч словоупотреблений и к концу года планируем довести видеокорпус до 100 тысяч единиц и разместить его в открытом доступе в Интернете, — рассказывает Светлана Буркова. — В сборе материалов используются методы полевой лингвистики: работа с информантами (значительная часть из них — студенты Института социальной реабилитации (ИСР) НГТУ, в котором обучаются люди с ограниченными возможностями); запись на видео текстов разных жанров — житейские истории, комментарии на заданную тему; расшифровка текстов (мы выполняем ее, в том числе привлекая к работе сурдопереводчиков ИСР), обработка в специальной программе ELAN, предназначенной для лингвистической разметки и аннотации текстов.
Жестовый язык уникален, напоминает партитуру — двумя руками можно одновременно сказать два слова, что немыслимо в звуковом языке. Уникальна и культура “страны глухих”. Не скрою, когда первый раз шла в ИСР договариваться о встречах с информантами — считала, что иду к инвалидам. Через неделю впечатление изменилось кардинально: светлые, оптимистически настроенные люди, просто другие.
В 2013 году в НГТУ в рамках направления “Лингвистика” благодаря совместной работе Института социальной реабилитации НГТУ, кафедр иностранных языков и филологии гуманитарного факультета был открыт набор на обучение по профилю “Переводчик английского и русского жестового языков”. Это второй пример в России, за год до этого аналогичное направление подготовки было открыто в МГЛУ. Привлеченные возможностью изучать английский на бюджете, сильные абитуриенты поступили в университет, еще не представляя, как и зачем они будут учить русский жестовый язык, но вскоре это непонимание сменилось живым интересом.
Методика обучения русскому жестовому языку пока только разрабатывается, и создающийся видеокорпус должен помочь и в разработке учебных материалов. Создание учебных пособий по русскому жестовому языку — вопрос времени, но главное, что наша страна все-таки движется в направлении создания безбарьерной среды: в 2012 году была принята поправка к закону “О социальной защите инвалидов”, согласно которой изменяется статус русского жестового языка — он официально признается языком общения.

Танец андроида
Студенческое конструкторское бюро СКБ “Робототехника и искусственный интеллект” было создано в 2012 году по инициативе студентов факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ.
— За год до этого магистранты, проходившие педагогическую практику, решили освоить конструирование лего-роботов, — рассказывает руководитель СКБ “РИИ”, доцент кафедры вычислительной техники Ирина Яковина. — Так идея попробовать роботов в учебном процессе дала начало активной деятельности. Быстрому росту СКБ способствовал проект по работе с одаренными детьми в Инженерном лицее НГТУ, в рамках которого было закуплено новое оборудование. Именно на нем мы разработали нашего первого андроида, который на фестивале танцующих роботов в Китае неожиданно для нас принес команде НГТУ третье место.
С того момента началось наше активное включение в разнообразную работу в области образовательной и спортивной робототехники. Ребята из СКБ неоднократно занимали призовые места на конкурсах в Красноярске, Томске, Железногорске, Санкт-Петербурге и Москве. Этот опыт выступления на мероприятиях различного уровня позволил нам проявить себя и в качестве организаторов городских молодежных соревнований и Открытой региональной олимпиады.
Мы популяризируем робототехнику самым широким образом: проводим семинары для педагогов и робототехнические школы для школьников, организуем мастер-классы. Над частью проектов вместе работают магистранты и школьники, которые при решении прикладных задач интегрируют знания, полученные ими по физике, математике, схемотехнике, информатике. Все это стало возможным благодаря переезду в замечательное новое робототехническое “гнездо” во втором корпусе университета, где оборудовали рабочие места для творческих групп.
Мечтаем выйти на серьезные заказы — ведем активные переговоры с НПО “Андроидная техника”, которое разрабатывает роботов для Роскосмоса. Кроме того, для нас важно развитие сотрудничества с другими факультетами НГТУ. Наиболее интересные проекты получаются, когда в команде собираются студенты разных специальностей — так было с проектом “Вертолет”, в рамках которого шла кропотливая работа над стабилизацией положения винтового квадрокоптера. Поэтому недавно оформили заявку в Фонд Потанина на создание междисциплинарных творческих мастерских в рамках курса “Инноватика”.

Кабинет в Интернете
Когда в 2004 году при создании информационной системы НГТУ (ИС) разработчики под руководством доцента кафедры программных систем и баз данных Владимира Стасышина предложили не использовать готовое программное обеспечение, а все сделать своими силами, они не предполагали, насколько стратегически оправданным окажется такое решение. Сегодня — 10 лет спустя — ИС, созданная Центром информатизации университета, обеспечивает автоматизацию и информационную поддержку всех сфер деятельности вуза, начиная от проведения приемной кампании в режиме онлайн и заканчивая управлением имущественным комплексом.
Практика показала, что информационная система НГТУ во многом уникальна и превосходит существующие в российских вузах аналоги. В частности, в ИС интегрирован сайт университета, и, соответственно, вся информация о деятельности факультетов и кафедр отображается на нем автоматически. У каждого факультета, кафедры, преподавателя и сотрудника есть собственный типовой сайт, основная информация на который загружается опять же из ИС. Система поддерживает комплекс личных кабинетов — абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников. Полностью интегрирована с информационной системой университета и разработанная центром электронная библиотечная система вуза.
По словам заместителя директора Центра информатизации Олега Аврунева, сейчас идет работа над созданием инфраструктуры виртуальных рабочих мест. Следующий этап развития информационной системы связан с разработкой инструментов поддержки реализации эффективного контракта, который должен быть введен по постановлению правительства с 2015 года для всех преподавателей и сотрудников. Это новшество позволит упростить и сделать прозрачными все процедуры.
В планы на 2014 год, отмечает руководитель группы веб-разработчиков Центра информатизации университета Елена Афонина, входит развитие электронно-библиотечной системы НГТУ — ее интеграция с аналогичными системами других вузов. В частности, уже налажен обмен ресурсами в автоматическом режиме с Новосибирским государственным медицинским университетом.
Ведется разработка личного кабинета выпускника, через который он сможет получить все необходимые ему данные об учебе в университете, оставить отзыв об НГТУ, получить доступ к объявлениям о вакансиях на сайте “Карьера НГТУ”. И, наконец, на портале продолжит развиваться раздел “Работодателям”. Уже сейчас предприятия могут подавать заявки на практикантов или выставлять объявления о вакансиях, в дальнейшем им будет предоставлена возможность оставлять отзывы о студентах и выпускниках, которые будут анализироваться по специальному алгоритму.

Метки времени
Лазерные исследования в НГТУ (тогда еще Новосибирском электротехническом институте) начали проводиться в конце 1960-х годов одновременно с созданием отдела лазерной физики в Институте физики полупроводников СО РАН. Вуз готовил специалистов по лазерной технике и технологиям в основном для институтов Новосибирского академгородка. Студенты с третьего курса работали в академических лабораториях, проводили эксперименты под руководством сотрудников созданного в 1992 году Института лазерной физики, слушали лекции ведущих ученых. Неудивительно, что наш разговор с руководителем Центра коллективного пользования “Лазерные и оптические технологии”, деканом физико-технического факультета, профессором Александром Дмитриевым коснулся последствий реформы РАН.
— Практически у всех институтов СО РАН есть кафедры или филиалы кафедр в ведущих сибирских университетах, — рассказывает А.Дмитриев. — Академические институты отвечают за подготовку кадров высшей квалификации. Если сломать эту систему — восстанавливать будем десятки лет. Наш факультет теснейшим образом связан с Академгородком: в настоящее время базовыми институтами для ФТФ являются Институт ядерной физики, Институт лазерной физики, Институт автоматики и электрометрии, КТИ научного приборостроения, Институт нефтегазовой геологии и геофизики и Институт теплофизики.
В ближайшей перспективе в сотрудничестве с институтами СО РАН хотелось бы расширить перечень профилей подготовки, например, ввести биофизику и химию. Все студенты младших курсов проходят общую подготовку по физике, математике, информатике и говорят впоследствии “на одном языке”. Такой подход, на мой взгляд, позволит продолжить линию основателя Сибирского отделения академика Михаила Лаврентьева на интеграцию исследований на стыках наук, где чаще и возникают прорывные технологии.
Благодаря недавно закупленному оборудованию такие исследования теперь можно проводить и в НГТУ — здесь имеется единственный за Уралом оптоволоконный фемтосекундный лазер немецкой фирмы MENLOSYSTEM, основанной нобелевским лауреатом по физике 2005 года Теодором Хеншем. Установка позволяет внедрить систему для прецизионного измерения длин, что важно для различных научных и прикладных задач.
В ближайшее время профессор Дмитриев с коллегами намерен экспериментально подтвердить свои теоретические расчеты и уменьшить погрешность линейных измерений. Если удастся найти финансирование, то можно наладить систему передачи меток времени и калиброванных частот по оптоволоконным линиям связи, с которыми оптоволоконный же фемтосекундный лазер легко интегрировать. Такая система существенно повысит надежность российской навигационной системы космического базирования ГЛОНАСС.

Спецвыпуск подготовила
Ольга КОЛЕСОВА.
Фото Вячеслава НЕВИДИМОВА
Выражаем благодарность за помощь в подготовке материалов пресс-службе НГТУ и ее руководителю Марине Бовтенко

Спецвыпуск в формате PDF

Нет комментариев