С водой — перебои

Атмосфера Марса никогда не была достаточно плотной для поддержания жидкого состояния воды на поверхности планеты. Об этом читайте в Nature News.
Чем плотнее атмосфера, тем выше температура на планете, и для того чтобы на Марсе она была выше точки таяния льда, необходимо, чтобы атмосфера была гораздо плотнее, чем сейчас. Но этого, по мнению авторов статьи в последнем номере Nature Geoscience, никогда не было. Следовательно, не могло быть и жидкой воды сколь бы то ни было продолжительный период, несмотря на то что топография планеты указывает на потоки жидкости, струившиеся по ее поверхности. В последнее время появляется все больше свидетельств того, что жидкая вода на Марсе появлялась эпизодически. Это может указывать лишь на внезапные потепления, но не на постоянную благоприятную для жизни фазу в истории планеты. Признаками текучей воды, кроме так называемых “марсианских каналов”, по-видимому, пересохших речных русел, являются также слоистые осадочные породы на месте древних озер, а еще каньоны и долины, созданные массивными потоками. Благодаря им возникла идея о том, что раньше на Марсе было тепло и влажно, а не холодно и пустынно, как сейчас.
Планетолог Эдвин Кайт (Edwin Kite) из Принстонского университета (Princeton University) и его коллеги считают, что размер кратеров Красной планеты свидетельствуют об отсутствии на древнем Марсе плотной атмосферы на протяжении нескольких тысячелетий. Если бы у Марса когда-либо была более плотная атмосфера, малые объекты при прохождении через нее должны были распасться, как это происходит в земной атмосфере. Но они, судя по образованным от соударений большим кратерам, оставались целыми и невредимыми. По изображениям, полученным орбитальным аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, ученые каталогизировали более 300 кратеров на участке в 84 тысячи квадратных километров вблизи экватора планеты. 10 процентов четко определенных кратеров, геология которых не менялась на протяжении 3,6 миллиарда лет, имели диаметр в 50 метров или меньше, около 10 процентов образований, которые, как предполагается, являются следами древних кратеров, доходили до 21 метра в диаметре. Затем авторы применили компьютерную симуляцию вхождения небесных тел в атмосферу Марса разной толщины. При этом моделировалась не только атмосфера, но и скорость полета входящего тела, а также угол соударения с поверхностью планеты, поскольку размер кратера определяется и этими факторами. Анализ полученных симуляцией данных показал, что давление, оказываемое марсианской атмосферой, не могло превышать нынешнее значение больше, чем в 150 раз. Но даже максимальный показатель дает толщину атмосферы меньше трети той, что требуется для поддержания на поверхности Марса температуры выше точки таяния льда.