Поиск - новости науки и техники

Ставка на статус. Ассоциация инженерного образования России составила план действий на будущее.

Тема развития инженерного образования и повышения престижа технических специальностей сегодня все активнее звучит на самом высоком уровне. Согласно информации сайта www.kremlin.ru, в марте-апреле 2011 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым намечен ряд совещаний, посвященных вопросам развития российской инженерной школы. Первыми шагами в этом направлении стали встречи с инженерами  завода “РУСАЛ-Саяногорск” и Саяно-Шушенской ГЭС, с  руководителями промышленных предприятий в подмосковных Мытищах на заводе “Метровагонмаш” – одном из лидеров транспортного машиностроения страны, а также со студентами и преподавателями технических вузов в МЭИ (Москва). На них речь шла о роли государства, высшей школы и бизнеса в процессе подготовки инженеров.
Как было отмечено на одной из уже состоявшихся встреч, несмотря на то что ежегодный выпуск инженеров в России составляет почти 200 тысяч, эксперты, тем не менее, говорят о дефиците квалифицированных кадров. “С одной стороны, есть высокий спрос на специалистов, существует большое количество вакансий, с другой – только треть инженеров устраивается на работу по специальности, а две трети растворяются неизвестно где, – посетовал глава государства на одном из совещаний. – И если это бизнес, это еще, может быть, и слава Богу, но зачастую это люди, которые свой диплом прячут глубоко в стол и никогда к нему не возвращаются. А это очень обидно, потому что все-таки инженерная профессия требует серьезной самоотдачи и очень серьезной подготовки. Проблему нужно решать – и решать, естественно, с ориентацией на перспективу”.
Решение этой и иных проблем, связанных с инженерным образованием, – главная задача Ассоциации инженерного образования России. В своей работе АИОР исходит из положения, что инженерное образование относится к области общенациональных стратегических интересов РФ и в условиях перехода страны к устойчивому развитию инженеры становятся ключевыми фигурами в социально-экономической сфере общества. О том, как именно вести совершенствование инженерного образования и инженерной деятельности во всех их проявлениях – относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям, включая процессы преподавания, консультирования, исследования, разработки инженерных решений, трансфера технологий, оказания широкого спектра образовательных услуг, обеспечения связей с общественностью,  производством,  наукой и интеграции в международное научно-образовательное пространство, шла речь на XII отчетно-перевыборном съезде АИОР. Он состоялся на прошлой неделе в Москве на базе ­МИРЭА. Обсудить сделанное и наметить планы на будущее собрались делегаты из 61 регионального отделения ассоциации, а также гости: представители Госдумы, Совета Федерации, Рособр­надзора, российских и международных организаций, занятых вопросами развития инженерного образования.
Свою работу участники съезда предварили принятием текста послания членам инженерных организаций и научно-образовательных сообществ Японии, в котором выразили сочувствие и соболезнования в связи с гибелью и страданием десятков тысяч людей, вызванными цунами и землетрясениями. Кроме того, делегаты съезда высказали уверенность, что инженерная мысль, инженерные решения  японских специалистов – высоких профессионалов своего дела, чей опыт работы не раз обсуждался на заседаниях ассоциации, – помогут быстро и эффективно решить технические и технологические проблемы, связанные с преодолением последствий этой катастрофы.
Представляя отчет правления АИОР, президент ассоциации профессор Юрий Похолков подробно рассказал о сделанном за прошедшие четыре года. Сегодня в АИОР (www.aeer.ru) состоят 1647 человек, в том числе ректоры, проректоры, деканы факультетов, заведующие  кафедрами, представители промышленности. Среди партнеров АИОР – российские и международные ассоциации и общества инженерного образования (такие как Российский союз научных и инженерных организаций, Ассоциация инженерного образования Казахстана, Ассоциация технических университетов России, Международная федерация обществ инженерного образования (IFEES), Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE), Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество  (APEC), Европейская сеть обеспечения качества инженерного образования для промышленности (ENQHEEI), Комиссия по аккредитации инженерного образования Японии  (JABEE), Институт инженеров Австралии (IEA), Вашингтонское Соглашение  (WA), Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Европейское общество инженерного образования (SEFI), Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций  (FEANI), Конференция технических университетов Европы (CESAER), Европейская  постоянная наблюдательная комиссия  по инженерной профессии и образованию (ESOEPE) и т.д.).
За прошедшие четыре года АИОР было проведено 17 заседаний правления, шла активная работа по привлечению новых членов в АИОР, разработаны регламент работы региональных отделений, положения о наградах АИОР, состоялось немало  российских и международных мероприятий, организаторами которых выступила АИОР. В частности,  на базе Торгово-промышленной палаты РФ прошли общественные слушания “Становление и развитие в России сертификации инженерных квалификаций”, на базе Совета Федерации Федерального собрания РФ – парламентские слушания “Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России”. Большое внимание оте­чественного и зарубежного научно-образовательного сообщества привлекли международные конференции и семинары, организованные АИОР: международные симпозиумы “Опережающее инновационное образование и подготовка специалистов в области техники и технологии” (Москва), “Качество управления университетами и Болонский процесс” (Томск – Иркутск), “Международный форум инженерного образования” (Санкт-Петербург), международный научно-образовательный семинар “Седьмая рамочная программа научных исследований Еврокомиссии и международное научно-образовательное сотрудничество” (Прага – Вена), а также международные семинары “Повышение качества инженерного образования в области ресурсо- и энергосберегающих технологий в кооперации с промышленностью” (Стокгольм) и “Стратегическое партнерство промышленных предприятий с университетами и целевая подготовка элитных специалистов: опыт и перспективы” (Томск – Иркутск), конференция “Международные стандарты инженерного образовании  и инженерной профессии” (Москва).
АИОР стала инициатором и главным исполнителем проведения исследования потребностей и интересов российских технических вузов по проблемам совершенствования различных направлений их деятельности с целью содействия повышению качества образования, а также поиску новых и развитию уже существующих конкурентных преимуществ. Были проведены также  тренинги для руководителей региональных отделений “Инженерное дело и инженерное образование в России. Проблемы и пути их решения с участием АИОР” (подробнее об этом – см. “Поиск” №10-11, 2011).
Особая забота АИОР – общественно-профессиональ­ная аккредитация образовательных программ и сертификация инженерных квалификаций. В частности, благодаря этой деятельности летом прошлого года на заседании Международного комитета APEC (Asia – Pacific Economic Cooperation) в Оттаве Россия – в лице АИОР – была единогласно принята в Регистр инженеров АРЕС.  Международная деятельность АИОР весьма активна и разнообразна: так, ассоциация стала инициатором формирования международных консорциумов (в один из которых, например, вошли университеты Вены, Праги, Карлсруэ, Парижа, Дельфта, Тампере, а также Восточно-Сибирский и Омский технические университеты, Северо-Кавказский и  Ульяновский гостехуниверситеты, Сибирский федеральный университет, ЛЭТИ, МИРЭА, ТПУ, НГТУ и др.). АИОР – участник многих международных проектов (SITE, RUSERA-EXE, QUESTE-SI, TEMPUS – CEBTEP),  подробная информация по всем направлениям деятельности АИОР представлена на сайте http://aeer.cctpu.edu.ru (или новой его версии –  www.aeer.ru).
Не были обойдены вниманием и недочеты в работе АИОР. В частности,  недостаточная, по мнению правления ассоциации, оргработа в регионах, слабое участие представителей промышленности в деятельности АИОР, низкая активность руководителей региональных отделений, невысокая вовлеченность студентов в деятельность ассоциации, а также недостаточная работа по привлечению финансовых средств в АИОР.
Обсуждая отчет, представленный президентом АИОР, делегаты съезда предлагали свои пути устранения этих недостатков, а также  дискутировали о современных вызовах инженерному образованию России: падении уровня школьной подготовки, распространении рыночных подходов к образованию, несовершенстве законодательной базы, касающейся инженерного образования и инженерного дела, и т.д. Среди возможных ответов на эти вопросы, дать которые предстоит членам АИОР и их коллегам по научно-образовательному сообществу,  в первую очередь  совершенствование законодательной базы, направленное на снижение бюрократизации в деятельности вузов и расширение академических свобод, а также принятие закона об инженерной деятельности,  подготовка новой генерации вузовского менеджмента,  развитие национальной  международно признанной системы общественно-профессиональной аккре­дитации образовательных программ и сертификации инженерных квалификаций, привлечение работодателей и ученых РАН к процессу подготовки специалистов и переподготовки ППС, развитие академической мобильности в национальных и международных масштабах, системы инженерного предпринимательства, формирование общественного мнения о важности инженерной профессии и повышение статуса инженера в обществе.
В рамках съезда состоялась церемония награждения актива ассоциации новой медалью АИОР “За значительный вклад в развитие инженерного образования и инженерного дела”, первым ее получил вице-президент РАН академик Геннадий Месяц. Съезд одобрил  деятельность правления АИОР и единогласно переизбрал на должность президента ассоциации профессора Юрия Похолкова.

Нина ШАТАЛОВА

Нет комментариев