Студент на сохранении. Как не потерять будущего специалиста?

В ходе заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию, прошедшего в минувший понедельник в Кремле под председательством Владимира Путина (см. с. 3), качество инженерных кадров было названо одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, основой его технологической, экономической независимости. Глава государства упомянул о том, что общественный престиж данной профессии растет, карьера инженера становится все более привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка. В стране запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно работать, и все больше и больше школьников увлекается математикой, физикой, химией. Слова президента подтвердил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик Виктор Садовничий, присутствовавший на встрече. Он сообщил, что сегодня естественные науки пользуются в МГУ хорошим спросом, “синусоида на их стороне”, на них растет конкурс, увеличивается количество абитуриентов.
Кроме того, на Совете по науке и образованию звучали слова о том, что существует объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров: меняются не только технологический, но и весь уклад жизни, представления об инженерной деятельности, растут требования к представителям этой профессии. Инженер сегодня — профессионал высокого уровня, который обеспечивает работу сложнейшего оборудования, конструирует современную технику и машины и, по сути, формирует окружающую действительность — не случайно появление таких направлений, как биогенная, социальная инженерия. Участники встречи говорили о том, что страна наша всегда славилась своими инженерами, а профессия эта пользовалась неизменным уважением в обществе в любые времена…
…Схожую проблематику, но в немного менее позитивном ключе обсуждали незадолго до заседания Совета по науке и образованию на семинаре по вопросам применения современных образовательных технологий для совершенствования математического образования в инженерных дисциплинах в российских университетах. Эта встреча была организована в рамках проекта Tempus IV “MetaMath: Modern Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia”. В семинаре приняли участие представители Минобрнауки РФ, Университета Саарланда (Германия), который является координатором проекта, Ассоциации инженерного образования России (АИОР), а также делегаты от российских и европейских вузов — членов консорциума, выполняющего проект.
В ходе семинара был очерчен целый ряд глобальных изменений, так или иначе усложняющих судьбу инженерного образования как в России, так и во всем мире. Спикеры отмечали, что скорость обновления инженерных знаний и компетенций сейчас стремительно растет. Это связано с ускорением инновационного цикла, появлением новых навыков, устареванием существующих. Зачастую получается, что профессий, для которых готовят будущих студентов-инженеров сегодня, еще не существует.
Тем временем изменяются и сами инженерные проблемы. Это вызвано проникновением высоких технологий во все сферы нашей жизни: системы становятся все сложнее и взаимосвязаннее, решение современных инженерных задач требует новых подходов, учитывающих не только технические аспекты, но и социальные, экологические и т.д. Помимо этого, на требования, предъявляемые к инженерному образованию, влияет и глобализация: рынки, компании, сами связи между ними становятся всеохватывающими, международными. В результате решение инженерных проблем превращается в своего рода сервис, в то время как базовые инженерные навыки теперь можно назвать продуктом, который готовы предоставить специалисты многих стран, причем по разной цене.
Особо остро стоит в данной сфере и проблема сохранения студентов: согласно представленным участниками семинара данным, в инженерном и естественно-научном образовании сегодня самый высокий процент преждевременного прекращения обучения (особенно среди студентов 1-2 курсов). Только в США почти 40% студентов инженерных специальностей либо не заканчивают обучение, либо меняют специальность. В Европе же процент студентов, преждевременно прервавших обучение по инженерным дисциплинам, колеблется от 15 до 40. Откуда берутся эти огромные цифры? Вероятно, одна из причин кроется в том, что традиционная структура инженерного образования на протяжении долгого времени не позволяет студентам почувствовать себя “настоящими” инженерами. Ведь начальные курсы обычно посвящены формальным предметам — математике, физике… Только через два-три года после поступления в вуз начинается изучение собственно “инженерной” части.
Определенные сложности создает и то, что ключевым предметом в области инженерного образования является математика — наука сугубо абстрактная, преподавая которую не всякого студента удастся заинтересовать, увлечь и мотивировать. Кроме того, существует и определенная разница в уровне математических курсов между университетом и средней школой, что усугубляется разницей в уровне математической подготовки между самими школами. Студенты зачастую недооценивают объем математических знаний, необходимых для прохождения обучения по инженерным и естественно-научным специальностям. В результате недостаток студентов в инженерных дисциплинах, сопряженный с усилением требований рынка к количеству инженеров, зачастую заставляет университеты снижать входные стандарты на вступительных экзаменах по математике…
Как рассказал собравшимся президент АИОР Юрий Похолков, сегодня в стране наблюдается резкое падение престижа инженерной профессии. При этом современные работодатели предъявляют к уровню подготовки инженеров совсем непростые требования: например, к ним относятся способность системно и самостоятельно мыслить, эффективно решать производственные задачи с использованием компетенций, полученных в вузе, умение работать в команде, знание бизнес-процессов и бизнес-среды в целом, способность генерировать и воспринимать инновационные идеи. Немаловажной окажется и способность аргументированно презентовать свою идею, а также умение использовать иностранные языки в работе.
По словам Юрия Похолкова, в данный момент в глазах многих работодателей молодые специалисты обладают чрезвычайно низкой эффективностью и производительностью инженерного труда, их отличает отсутствие знаний, навыков и опыта использования высокопроизводительных, интегрированных средств компьютерного, сетевого проектирования. Свойственно им и незнание бизнес-процессов, особенностей российской бизнес-среды в целом. У многих отсутствуют навыки делового общения, ведения переговоров, наблюдается недостаток коммуникативных, презентационных способностей, а также низкий уровень языковой подготовки. Не вполне владеют они методами нелинейной динамики развития сложных систем (синергетики), фрактальными представлениями. В то же время, демонстрируя завышенные требования и амбиции, не соответствующие их уровню подготовки, молодые инженеры не способны адекватно оценить свою стоимость на рынке труда…
Среди возможных путей совершенствования инженерного образования в России Юрий Похолков назвал использование компетентностного подхода при проектировании и реализации инженерных образовательных программ, применение практико-ориентированных образовательных технологий, формирование новых и исключительных компетенций, а также использование потенциала промышленности при подготовке инженеров. Немаловажным также является и обучение работе в команде, развитие у будущих инженеров управленческих навыков, участие в реализации реальных проектов. Им стоит овладеть и такими техниками, как “мозговой штурм”, тренинг, деловая игра, индивидуальное анкетирование, исследование и т.д.
Проект “MetaMath: Modern Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia”, обсуждавшийся на семинаре в Москве, как раз и призван решить все эти проблемы, хотя бы отчасти. Его основная задача — применение современных образовательных технологий для совершенствования математического образования в рамках инженерных дисциплин в российских университетах. Срок его выполнения — с декабря 2013 по ноябрь 2016 года. Бюджет “MetaMath” составляет свыше миллиона евро. В нем принимают участие 10 учреждений из ЕС и России, среди которых восемь университетов, один научный институт и одна некоммерческая организация.
Среди целей этого амбициозного проекта — сравнительный анализ российских и европейских учебных планов по математике для студентов инженерных и научных специальностей, модернизация учебных планов по математике и статистике для определенного набора инженерных и научных специальностей. Также речь идет о проведении локализации платформы электронного обучения “Math Bridge” и частичной реализации на ее основе учебного материала выбранных курсов. Планируется обеспечить возможности организаций, участвующих в проекте, по использованию “Math Bridge”, провести пилотную апробацию этой платформы и выяснить влияние обновленных учебных планов на характеристики и показатели студентов.
Как рассказали участники семинара, “Math Bridge” — интеллектуальная система для изучения математики он-лайн, в которую вложено около 10 млн евро. С ее помощью можно отслеживать индивидуальный прогресс студента, моделировать знания и компетенции, применять широкий набор адаптивных технологий для оптимизации учебного процесса индивидуально для каждого студента, в том числе осуществлять помощь в процессе решения учебных задач и генерацию персонализированных курсов. Программа также позволяет создавать индивидуальные учебные объекты, вести разработку курсов, тестов и экзаменов, управлять классом, студентами, обладает многофункциональной системой отчетов, включает в себя самую крупную в Европе коллекцию электронных учебных объектов по математике университетского уровня на семи языках.
В сферу ответственности педагогических партнеров проекта “MetaMath” войдет разработка методологии сравнительного анализа курсов, анализ и модернизация математических учебных планов, обеспечение инфраструктуры и персонала для использования системы “Math Bridge”. Сюда же относятся апробация новых учебных планов в рамках математических курсов, читаемых студентам инженерных и естественно-научных дисциплин, а также участие в распространении результатов проекта, его управлении и контроле качества. Технические партнеры “MetaMath” сосредоточатся на мониторинге применения средств электронного обучения в математических курсах, координации усилий по локализации “Math Bridge”, тестировании, проведении тренингов по работе и поддержке системы платформы электронного обучения.
Завершая семинар по проекту “MetaMath”, участники встречи выразили надежду, что этот проект уже в скором времени поможет добиться внедрения в преподавание математики для инженеров таких образовательных приемов, которые смогут повысить мотивацию студентов инженерных специальностей к изучению математики и улучшат качество всего инженерного образования в целом.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев