Поиск - новости науки и техники

Плюсы нового формата. Изменения в ФЦП пошли ей на пользу.

Пройдя через трудности, связанные с “переформатированием” мероприятий и бюджета, Федеральная целевая программа “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” вошла в рабочий режим: существенная часть запланированных к объявлению в этом году конкурсов состоялась, победители определены, начато исполнение проектов. Подробнее о том, как идет работа по реализации ФЦП, что препятствует успеху заявок, какие требования предъявляются к индустриальному партнеру (обязательному члену команды-заявителя), какие изменения произошли в деятельности экспертов, кто и как будет отвечать за неисполнение взятых на себя обязательств по реализации проектов программы, корреспонденту “Поиска” рассказал генеральный директор “Дирекции научно-технических программ” Минобрнауки России Андрей ПЕТРОВ.

– В каком состоянии находится программа после реструктуризации?
– Сегодня можно сказать, что мы уже работаем в штатном режиме: “переформатирование” ФЦП завершено. Все изменения программы согласованы Минэкономразвития, Минфином и Минюстом. Итоговая версия ФЦП внесена на окончательное утверждение в Правительство РФ – результатом должно стать соответствующее постановление. Месяц назад были внесены изменения в Постановление Правительства РФ №594 о принципах формирования и реализации ФЦП. Теперь все термины, которые появились у нас в программе после ее реструктуризации, зафиксированы нормативными документами. Например, поскольку отныне НИР через ФЦП не финансируются, в постановлении, в частности, прописаны такие основополагающие для программы формулировки, как “проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок”.
– Какова активность участия в программе?
– Активность по ФЦП достаточно высокая. Часть конкурсов завершена. Уже объявлены конкурсы более чем на 70% бюджета программы. 11 июля состоялось заседание Научно-координационного совета, на котором был утвержден перечень конкурсов на бюджет 2014 года, и в течение ближайшего времени состоится их объявление. В 2015 году будут объявлены дополнительные конкурсы на 2015-2017 годы. По сумме они составят 10-15% от объема финансирования всей программы. По сравнению с нынешним годом объем новых конкурсных процедур будет в разы меньше.
– Как изменился бюджет мероприятия 1.3 “Проведение прикладных исследований, направленных на создание опережающего научно-технологического задела для развития отраслей экономики”?
– В 2014 году на 3 миллиарда рублей увеличился бюджет мероприятия 1.3: 1 миллиард рублей “передвинули” из мероприятия 1.4 и 2 миллиарда рублей – из мероприятия 1.2. В итоге бюджет мероприятия 1.3 превысил
6 миллиардов рублей. Количество проектов, поддерживаемых по каждому приоритетному направлению, фактически удвоилось.
– Все ли потенциальные участники осознали, что теперь при написании заявки главным для них должен стать ориентир на результат? Какие еще ошибки и недочеты выявились при подачах?
– Несмотря на четко указанные в конкурсной документации критерии и требования, согласно которым заявка не допускается к конкурсу, проблемы с подачами возникают. Есть и другие недочеты. Как ни грустно, довольно высока доля заявок, отклоненных на основании того, что заявитель попросту забыл вложить часть документов в конверт. В итоге после вскрытия конвертов с заявками оказывается, что там отсутствуют некоторые необходимые страницы с подписями, печатями, цифры в строках “итого” не соответствуют указанным выше…
Из-за подобных технических накладок, вызванных невниманием к работе с документами либо непониманием заявителем сути требований конкурсной документации, нам случалось даже отменять конкурс. Так, например, по широким “зонтичным” конкурсам порядка 15-20% заявок снимались по формальным причинам.
– Сколько заявок приходит на один конкурсный лот? Насколько высок уровень поданных заявок?
– По первым конкурсам у нас было примерно 3-4 участника на место, а по некоторым конкурсам – 15 участников на одно место, в частности по трехлетним лотам мероприятия 1.2 программы. Получается 300 с лишним заявок на 20 мест-победителей. Уровень поступающих заявок разный, но их достаточное количество позволяет конкурсной комиссии отобрать наиболее качественные заявки победителей. Сегодня научные коллективы научились жить в конкурсных условиях и проявлять активность в поисках финансирования исследований. Например, согласно нашей статистике, на втором месте по подачам после Центрального региона – Сибирь, Томск. Особенно много заявок поступило оттуда на первый конкурс, несмотря на то что, по сути, там реально пять участников, но фактически каждый томский университет подал более 100 заявок. Понятно, что в нынешних условиях это важная составляющая ключевых показателей эффективности работы вузов. Сейчас идет прием заявок по двум конкурсам мероприятия 1.4 “Проведение прикладных исследований, направленных на решение комплексных научно-технических задач” на 2,1 и 3 миллиарда рублей. Дирекция ведет активное консультирование потенциальных участников из разных регионов. Сколько  мы получим заявок на место – сказать пока сложно. По нашим данным, в проработке сейчас находятся более 100 проектов.
– Процесс подачи заявок непрост для обеих сторон. Как идет взаимодействие дирекции с заявителями? Какие вопросы чаще и больше всего заботят последних?
– На сайте программы представлена вся конкурсная документация по каждому лоту. К сожалению, не все потенциальные конкурсанты тщательно читают эти документы… Понимаю, непросто заставить себя освоить порядка 50-70 страниц текста конкурсной документации, но, поверьте, только такое прочтение дает системный взгляд на ситуацию, позволяющий корректно сформировать заявку. А использование в данном случае некоего опыта прошлого участия в каких-либо конкурсах приведет только к недора-зумениям.
Для того чтобы обеспечить помощь заявителям в подаче заявки, у дирекции есть несколько инструментов. Первый – это сайт самой программы – 2014.fcpir.ru и сайт “Экспир” http://xpir.fcntp.ru – ресурс, созданный для оказания помощи ученым, руководителям научных коллективов, администраторам в организации и обеспечении прикладных научных исследований. На обоих сайтах представлены разъяснения по наиболее актуальным темам, а также ряд инструкций по заполнению документов.
Второй инструмент – контактный центр дирекции. Позвонив сюда по телефону, можно получить ответ на свой вопрос или ссылку на сайт, где представлена необходимая информация. Третий инструмент – семинары по разъяснению тех или иных положений программы, которые мы проводим на площадке дирекции и Министерства образования и науки. Темы для проведения таких встреч определяем исходя из наиболее часто задаваемых вопросов. После краткого рассказа о процедуре подачи заявок, в зависимости от контингента участников семинара, освещаем те или иные аспекты. Количество участников таких встреч ограничено числом мест в зале, потому существует предварительная регистрация. В скором времени рассчитываем начать размещение видеозаписей семинаров на сайтах дирекции и “Экспир”. Конечно, проведение семинаров востребовано, но ведь, по сути, это пересказ того, что уже и так прописано в конкурсной документации. И каждый новый такой пересказ – это трата дополнительного времени на то, что заявители по тем или иным причинам не освоили самостоятельно.
– Важным требованием проектов ФЦП теперь является наличие конкретного потребителя результатов и внебюджетного софинансирования. Потому дирекция должна плотно общаться с представителями реального сектора экономики. Происходит ли это и как именно?
– Да, происходит. Кто-то выходит на нас в инициативном порядке, кто-то после некой стимуляции со стороны различных ведомств. Так, например, Минобрнауки провело цикл встреч с представителями различных ведомств, дабы активизировать эту деятельность. В результате у ряда предприятий и организаций реального сектора экономики возникли предложения, которые могут быть реализованы через исполнение проектов ФЦП. В Минпромторге и Минздраве России даже были определены конкретные департаменты, которые теперь отвечают за такое взаимодействие. Это очень важно, поскольку позволяет не только заинтересовать их представителей в активном участии в проектах ФЦП, но и помогает избежать дублирования средств по разным программам. Кроме того, они активизируют свои акционерные и подведомственные предприятия, чтобы те принимали участие в нашей программе либо как исполнители, либо как инициаторы проектов. Некоторые организации благодаря такой деятельности уже выходят на нас с вопросами, как подготовить тот или иной проект, где найти партнера, как эффективно использовать существующие связи с университетами, обсуждают возможности инициатив по запуску проектов. Конечно, нельзя сказать, что такие действия приняли массовый характер, но есть хорошие примеры: Челябинский трубопрокатный завод, воронежские предприятия…
Государство дает исполнителю деньги, а индустриальный партнер в данном случае имеет возможность воспользоваться полученным результатом при условии соблюдения неких правил игры. Взаимодействие дирекции с потенциальным индустриальным партнером как раз и состоит в разъяснении позиций, уточнении нюансов, чтобы было понятно: что он может, а что – обязан или не должен делать.
Одна из целей программы – обеспечение развития сектора исследований и разработок во всех его формах на отрезке прикладных научных исследований и экспериментальных разработок. Исполнителями проектов могут быть исследовательские коллективы из вузов, Академии наук и прикладных институтов, и даже заводских лабораторий. Главное, чтобы проект отвечал заложенным в ФЦП критериям: имел соответствующий научный уровень и перспективу использования результатов работ.
– Наличие индустриального партнера – обязательное условие формирования заявки ФЦП. Кто может выступать в качестве такового? Есть ли ограничение по роду деятельности индустриального партнера, его территориальной принадлежности? Существует ли предельное число таких партнеров?..
– Индустриальный партнер – тот субъект, который примет результаты проекта для их дальнейшего развития. Иногда таким партнером может выступить и НИИ – в зависимости от сферы деятельности. Например, МГУ им. М.В.Ломоносова выполняет проект в рамках ФЦП, а ВИАМ выступает для университета в качестве индустриального партнера. А вот обособленное структурное подразделение вуза не может быть индустриальным партнером для софинансирования работ по проекту, если грантополучателем будет являться сам вуз. Индустриальный партнер должен быть самостоятельным юридическим лицом, предприятием, имеющим целью производство продукции или оказание услуг. Малое инновационное предприятие, одним из учредителей которого является организация – участник конкурса, может выступать в качестве индустриального партнера. Кстати, индустриальным партнером может стать, например, и медицинская организация, оказывающая услуги населению.
По формам собственности и организационно-правовым формам для индустриальных партнеров каких-либо ограничений нет. Индустриальный партнер должен быть зарегистрирован в РФ и платить налоги в России. Организация-участник конкурса не может выступать в роли индустриального партнера, как и сам индустриальный партнер не может быть соисполнителем в выполнении работ по проекту, финансируемых из средств субсидии. Что касается предельного числа партнеров, то тут формальных ограничений нет. Но, думаю, логично привлечь для исполнения проекта одного индустриального партнера, потому что большое число участников затрудняет организацию и исполнение работ. Кроме того, следует обратить внимание на то, что индустриальный партнер и соисполнитель в рамках данных проектов – это не одно и то же.
– Еще одним важным критерием успешного прохождения конкурсного отбора является поддержка проектов со стороны технологических платформ. Какие требования предъявлялись в данном случае?
– Технологические платформы – важный инструмент, объединяющий представителей бизнеса, науки, образования для ускорения научно-технического развития и поиска общих подходов к разработке соответствующих технологий. Они помогают наладить эффективную связь между реальным сектором производства и наукой, образованием. Одна из задач программы – обеспечить финансирование проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ. В ряде случаев заявки допускались к конкурсу только при наличии документов об их поддержке технологическими платформами. Причем в мероприятии 1.3 это был отсекающий критерий, а в мероприятии 1.2 – поощряющий. Как должна выглядеть поддержка со стороны технологической платформы? Это официальный документ, подтверждающий, что данный проект является частью ее стратегической программы исследований.
– Как делится ответственность за реализацию проекта между исполнителем и индустриальным партнером?
– Составная часть подаваемой на конкурс заявки – договор между исполнителем и индустриальным партнером с отложенными условиями. Все участники проекта ставят свои подписи под этим документом, который вступает в силу, если заявка побеждает в конкурсе. Этот документ определяет взаимоотношения между участниками проекта. В зависимости от конкретного конкурса на исполнителя и индустриального партнера возлагаются определенные обязательства и налагаются соответствующие санкции за их невыполнение. Например, в крупных проектах индустриальный партнер подписывает с Минобрнауки дополнительное соглашение о том, что в случае нарушения обязательств, которые он взял на себя, он возмещает в государственный бюджет определенную денежную сумму.
– Жесткий подход…
– Я так не думаю. За 10 лет нынешняя версия Федеральной целевой программы “Исследования и разработки” уже третья. И продолжать давать деньги просто на поддержку науки – неправильно. Если вспомнить базовую идеологию программ, то первая ФЦП была направлена на проведение мониторинга сектора исследований и разработок и выявление активных коллективов: кто что может делать, плюс некая поддержка от государства этим коллективам. Вторая программа, по сути, стала попыткой показать, что в современных российских условиях можно выполнять работы полного цикла: от идеи до организации серийного производства как в рамках одного проекта, так и посредством совокупности разрозненных проектов. И это было успешно продемонстрировано. Задачи нынешней ФЦП – решать конкретные проблемы, которые стоят перед конкретными субъектами реального сектора, попытаться найти и запустить новые прорывные проекты, позволяющие создать новый бизнес или модернизировать существующий в России, нацеленный на внутренний или мировой рынки. Так что “времена благотворительности”, думаю, закончились.
Имеются весьма жесткие отсекающие критерии по проектам, которые можно поддерживать в рамках ФЦП, поскольку ФЦП – это бюджетные деньги.
– Как же корректно сформулировать тему для инициативных проектов, чтобы не задушить идею, не сделать ее очень узкой или, наоборот, слишком широкой?..
– Это задача экспертной группы Научно-координационного совета: сформулировать тему лота так, чтобы по нему можно было провести качественный конкурс. Когда на одно место приходит одна заявка или на три места – три заявки, значит, дело плохо – тема слишком заужена. Если же на два места приходит 50 заявок – наоборот, слишком широка. Из практики могу сказать, что оптимальный вариант: три-четыре заявки на одно место.
– Состав экспертов в связи с “переформатированием” ФЦП претерпел какие-либо изменения?
– Безусловно, поскольку на результаты конкурсов теперь существенно влияют два дополнительных аспекта: взаимодействие с индустриальными партнерами и направленность расходования финансов. В нашей базе данных по экспертам сейчас зарегистрированы более 2,5 тысячи человек. База структурирована как по основным приоритетным направлениям программы, так и по более узким темам. Состав экспертов был утвержден Минобрнауки, и теперь дирекция может привлекать этих людей для проведения экспертизы. Когда объявляется конкурс и мы получаем заявки, внимательно смотрим их тематику. Например, на конкурс проектов по “Живым системам” могла прийти заявка и по медицине, и по биотехнологиям, и по медтехнике, и по зоологии. В зависимости от тематики заявок мы подбираем экспертов: сначала всех специалистов в данной области, потом вычитаем тех, кто участвует в конкурсе либо аффилирован с его участниками, и только потом обращаемся к оставшимся с предложением поработать экспертами.

Нина ШАТАЛОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев