На вес платины. Знатокам драгоценного металла показали российские богатства.

Внушительный для нестоличного научного форума состав иностранных участников — 80 из 180 — собрал прошедший в Екатеринбурге 12-й Международный платиновый симпозиум. На Урал приехали ученые из США, Канады, Бразилии, Австралии, Китая, ЮАР и большинства стран Европы.
Специалистов в области исследований месторождений платины и элементов платиновой группы привлекли, прежде всего, интереснейшие геологические объекты, ознакомиться с которыми предоставила возможность принимающая сторона — Институт геологии и геохимии Уральского отделения РАН, организовавший симпозиум вместе с Отделением наук о Земле РАН, УрО РАН и Уральским федеральным университетом.
Неудивительно, что столь масштабный форум был поддержан не только РФФИ, ФАНО и международными геологическими организациями, но также крупными горнодобывающими и металлургическими предприятиями, среди которых — “Норильский никель”, УГМК-Святогор, Артель старателей “Амур”, Качканарский горно-обогатительный комбинат ЕВРАЗ, Челябинский электрометаллургический комбинат, “Уралинтех”, входящий в группу компаний “Драгоценные металлы Урала”.
Всеобщий международный интерес к геологическим исследованиям месторождений платины и других платиноидов (а это еще пять элементов — иридий, осмий, рутений, родий и палладий) вполне закономерен. Мировые цены на платину, которую испанские конкистадоры, не подозревавшие о ее уникальных свойствах, пренебрежительно назвали “серебришко” (platina — уменьшительное от испанского plata, что означает “серебро”, “деньги”), сегодня во многом определяют развитие как российской, так и глобальной экономики. Благодаря термической устойчивости, тугоплавкости, пластичности, химической инертности платина и платиноиды незаменимы в высокотехнологичных отраслях — в электронной, космической, автомобильной, химической и нефтеперерабатывающей, а также в фармацевтической.
Платина используется для изготовления химической посуды и жестких компьютерных дисков, для создания топливных ячеек и термоэлементов, измеряющих температуру в сталелитейной и стекольной промышленности, а также как катализатор химических процессов. В медицине платину применяют в производстве катетеров и противораковых лекарств, а на каждом автомобиле установлен палладиевый поглотитель выхлопных газов. Кстати, екатеринбургская компания “Уралинтех” (преемник известного ОЦМ — завода по обработке цветных металлов) выпускает широкий спектр высокотехнологичных изделий из элементов платиновой группы.
О том, каким образом столица Урала стала местом проведения очередного платинового симпозиума, корреспонденту “Поиска” рассказал председатель его оргкомитета, директор ИГГ УрО РАН академик Сергей Вотяков (на верхнем снимке):

— Такие симпозиумы проходят раз в четыре года, первый состоялся в Мельбурне в 1971 году. С тех пор форум “путешествует” по миру, побывав в США, Канаде, Австралии, Южной Африке, Финляндии и в России — в 1994 году в Москве. Инициатива провести очередной симпозиум снова в нашей стране в знак признания достижений отечественной горнодобывающей промышленности и российских ученых принадлежит международной организации “Ассоциация по геологии рудных месторождений” (IAGOD).
Замечу, что претендовать на роль хозяина симпозиума могут только те страны, на территории которых имеются крупные платиновые месторождения и которые вносят весомый вклад в их разработку. Причем организатор форума должен обеспечить экскурсии участников на эти геологические объекты, заранее представив подробный план посещения. В России такие объекты есть. Это, прежде всего, уникальные по запасам элементов платиновой группы медно-никелевые месторождения в Норильском рудном районе, что позволяет ГМК “Норильский никель” занимать второе место в мире по производству металлов платиновой группы.
Решение о проведении 12-го платинового симпозиума в Екатеринбурге было принято на предыдущем форуме, проходившем в Садбери (Канада). Подготовку к этому масштабному событию уральцы начали еще осенью 2010 года и на этом пути преодолели много трудностей, включая получение разрешений горнорудных компаний и погранслужбы на посещение месторождений и некоторых территорий. Пришлось даже обращаться за поддержкой к полномочному представителю Президента РФ в УрФО Игорю Холманских. А прошлым летом группа сотрудников ИГГ отправилась по намеченным маршрутам, чтобы на месте отработать все детали.
И вот событие состоялось. Тематика 12-го платинового симпозиума традиционно была связана со всем спектром проблем, касающихся минералогии, геохимии платиноидов в земных породах и в метеоритах, синтеза минералов этой группы и их приложения к природным системам, геологии суперкрупных и уникальных медно-никелевых и хромитовых месторождений с платиноидами, методов их поиска. В рамках симпозиума состоялось двухдневное заседание рабочей группы “Процессы в магматических камерах и генезис рудных месторождений”, которую организовали известные специалисты в этой области доктор Стив Барнс (CSIRO — Государственное объединение научных и прикладных исследований, Австралия) и наш соотечественник профессор Раис Латыпов, работающий сейчас в Университете Йоханнесбурга, ЮАР.
Многие из зарубежных участников прибыли в Россию за неделю до начала симпозиума и разъехались в многодневные геологические экскурсии: одни — в Норильский район, другие — на массив Рай-Из на Полярном Урале, третьи — на массив Кондер в Хабаровский край. Самой многочисленной была группа, посетившая Норильск и основные производственные площадки “Норникеля” — рудники “Октябрьский”, “Таймырский”, “Заполярный”, горно-геологическое управление и “Норильскгеологию”. Гости получили возможность не только увидеть месторождения своими глазами, но и отобрать образцы для учебных коллекций и дальнейшего изучения, что в будущем может стать основой международного сотрудничества.
На Полярном Урале группа из 19 ученых из Австралии, Канады, Германии, ЮАР, Китая и России в течение недели знакомилась с уникальным геологическим объектом, офиолитовым массивом Рай-Из, представленным комплексами мантийных ультрабазитов и габбро и связанными с ними хромитовыми месторождениями. Полученные на экскурсии наблюдения и собранный каменный материал вызвали активную дискуссию о генезисе хромитов, вмещающих пород и сопутствующей минерализации. Профессор Янг Джингсуи из Института геологии Китайской академии геологических наук — первооткрыватель алмазов в хромитах массива Рай-Из — рассказал коллегам о возможных механизмах их образования в офиолитах.
Не менее интересной была экскурсия в Хабаровский край на одно из крупнейших в России платиновых россыпных месторождений, связанных с дунит-клинопироксенитовым массивом Кондер. И уже после симпозиума участники посетили месторождения платиноносного пояса Урала: Качканарское титаномагнетитовое, Волковское медно-сульфидное, россыпные платиновые месторождения Нижнетагильского и Исовского районов.
История открытия и добычи платины на Урале заслуживает отдельного разговора. Ведь именно Урал в XIX веке стал одним из главных поставщиков этого металла на мировой рынок и удерживал лидирующие позиции в течение 100 лет. Именно здесь впервые в мире были открыты и разрабатывались коренные, собственно платиновые месторождения, которые получили название “месторождения Уральского типа”. Выдающийся вклад в их изучение в начале ХХ века внесли русский геолог Николай Высоцкий и профессор Женевского университета Луи Дюпарк, которые опередили своих зарубежных коллег в детальности составленных геологических карт и характеристике горных пород и руд более чем на 30-40 лет. Правда, их работы остались малоизвестны.
Лишь в середине XX века аналогичные исследования стали проводиться в Канаде и Юго-Восточной Аляске, а платиноносные комплексы получили название “интрузии Аляскинского типа”. Теперь приоритет России постепенно восстанавливается, и в международной литературе все чаще используется термин “комплексы Урало-Аляскинского типа”. А вообще, по мнению знатоков, “платиновая” история Урала по своей значимости, драматичности и поучительности стоит в одном ряду с такими легендарными событиями, как открытие золота на Аляске, алмазов в Южной Африке и в Сибири. И хотя она до сих пор не получила такой славы, как, например, знаменитая калифорнийская “золотая лихорадка”, в этом смысле у нее все впереди.
Форум был очень полезен и гостям, и нашим ученым. Благодаря укреплению контактов с иностранными коллегами уральские геологи и геохимики получили возможность представлять свои результаты в крупнейших международных изданиях. По материалам симпозиума в 2015 году выйдут тематические номера таких высокорейтинговых международных журналов, как “Journal of Petrology”, “Mineralium Deposita”, “The Canadian Mineralogist”, а также российского журнала “Геология рудных месторождений”.

В Институте геологии и геохимии УрО РАН состав и происхождение платиновых руд изучает целый ряд сотрудников. По словам академика Вотякова, для таких исследований есть все условия, прежде всего суперсовременное аналитическое оборудование, поэтому и в дальнейшем институт будет центром притяжения международного сообщества специалистов в области платиновых месторождений.

Елена ПОНИЗОВКИНА
Фото Евгения Пушкарева

Нет комментариев