Не просто догонять. Премьер мечтает о новых отраслях промышленности.

Развитие новых производственных технологий стало основной темой заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшегося в середине сентября. На самом деле, данная тема, по признанию самого вице-премьера Дмитрия Медведева, не нова. Не раз она звучала на ряде совещаний на самых разных уровнях, в том числе и в июле во время проведения в Екатеринбурге Международной промышленной выставки “Иннопром”. Речь шла о целом комплексе технологических и организационных методов, меняющих традиционные представления о производстве, связанных, прежде всего, с повсеместным внедрением ИТ-решений: на протяжении всего жизненного цикла изделий — от моделирования до утилизации.

— Это и развитие современных систем автоматизации, и робототехника, и распространение так называемых аддитивных технологий, которые позволяют, используя цифровую модель, печатать трехмерные объекты — как их отдельные компоненты, так и целые изделия, — напомнил Дмитрий Медведев.
Известно, что сегодня этому направлению уделяется повышенное внимание во всем мире. Лидерами рынка в данной области являются Европейский союз, США, Япония, Китай, активно реализующие программы поддержки новых производственных технологий. Объемы и бюджеты таких программ весьма внушительны. “Мы тоже этим направлением занимаемся. Есть и определенный научный задел, в первую очередь в математическом моделировании, создании новых материалов”, — отметил премьер. Но тут же признался, что, если обратиться “собственно к производству, к реальному сектору, то картина далеко не такая радужная”. Так, например, объем российского рынка промышленных роботов в 2012 году составил меньше процента от мирового. Серьезная зависимость России от импортных технологий серьезно мешает оте­чественному технологическому суверенитету.
— Важно не просто догонять конкурентов. Надо пытаться создать новую отрасль, — призвал Дмитрий Медведев. — Определенные успехи у отдельных компаний есть, достаточно упомянуть то, чем занимается “Росатом”. Корпорация в партнерстве с российскими ИТ-компаниями создала вполне конкурентоспособные информационные продукты для сопровождения жизненного цикла сложных изделий. Разработан ряд технологий в области аддитивного производства и нанесения высокопрочных покрытий. Есть и другие примеры, но они, к сожалению, скорее единичные.
Премьер предложил начать с формирования новой модели внедрения перспективных производственных технологий:
— Как показывает мировая практика, наиболее эффективны здесь консорциумы организаций из разных секторов. Они, как правило, создаются под конкретные проекты. В их составе могут быть представлены как производители, так и потребители технологических решений, в том числе крупные компании с госучастием, инжиниринговые компании, малые и средние предприятия, ведущие вузы и научные организации. По возможности следует привлечь к участию и иностранных партнеров, которые обладают необходимой экспертизой. Учитывая межотраслевой характер обсуждаемой темы, необходим единый координационный механизм, который может получить статус национальной технологической инициативы в области производственных технологий.
Кроме того, по мнению премьера, требуется концентрация финансовых и организационных ресурсов не только со стороны федеральных органов исполнительной власти, но и науки, бизнеса. Исходя из этого было предложено включить новые производственные технологии в перечень приоритетных направлений развития науки, технологии и техники и в перечень так называемых критических технологий. Институты развития также призвали обратить особое внимание на данное направление — “в рамках тех финансов, которые у них есть”.
— Если потребуются какие-то новые инструменты или дополнительное финансирование, то мы все это оценим. Ждем предложений на этот счет. Хотя мы все понимаем, что нынешний бюджет у нас, к сожалению, особых возможностей не имеет, тем не менее, все равно мы эту тему будем оценивать, — заверил Дмитрий Медведев.
О том, что уже делается в данном направлении со стороны Минобрнауки, собравшимся доложил министр образования и науки Дмитрий Ливанов:
— Новые производственные технологии определяются иногда не через перечень критических технологий, а как сумма компетенций инженеров и разработчиков, и именно поэтому они регулируются мерами не только промышленной политики, но и инновационной, научной и образовательной политики.
С технической точки зрения новые производственные технологии ассоциируются в первую очередь с аддитивными технологиями, новыми материалами, робототехникой. Существует множество технологий, которые можно называть аддитивными, но объединяет их одно — построение модели происходит путем добавления материала, в отличие от традиционных технологий материалообработки, где создание изделия происходит путем удаления “лишнего” материала. Аддитивные технологии позволяют на порядок ускорить НИОКР, решение задач подготовки производства, в ряде случаев они уже активно применяются и для производства готовой продукции.
Действительно, аддитивные технологии сегодня все активнее осваиваются промышленностью, научно-исследовательскими организациями, конструкторскими бюро, дизайн-студиями и т.д. Во многих университетах аддитивные машины, или, как их часто называют, 3D-принтеры, уже стали неотъемлемой частью учебного процесса для профессионального обу­чения инженерным специальностям.
— С точки зрения образования и науки новые производственные технологии характеризуются прежде всего мультидисциплинарностью — для их создания, освоения, эффективного применения необходимы знания из многих научных дисциплин, и наукоемкостью, то есть они требуют серьезных инвестиций в НИОКР, — продолжил министр. — Мы видим, что новые производственные технологии представляют собой сочетание трех компонентов: первый — математическое и компьютерное моделирование и проектирование, второй — разработка новых материалов, особенно расходных материалов, и третий — средства производства, к примеру, вот эти установки аддитивного производства.
Россия, уверен Дмитрий Ливанов, безусловно, обладает конкурентоспособностью в таких областях, как математическое моделирование и разработка новых материалов.
— У нас есть и точки роста, — заверил собравшихся министр. — Это институты “Росатома”, Минпромторга, ведущие технические университеты. Каждая из этих организаций обладает своими компетенциями, поэтому необходима координация этих точек роста, объединение их в проектные консорциумы и ассоциации. Мы можем стать лидером только при условии развития наукоемких технологий, когда будут скоординированы усилия, сфокусированы ресурсы по направлениям “Математическое моделирование”, “Новые материалы” и “Средства производства”.
Для успеха реализации заявленного, заметил Дмитрий Ливанов, необходимы программы исследований, скоординированные с индустриальной промышленной программой. Важна и международная составляющая: обмен компетенциями с зарубежными коллегами, например, в таких новых областях, как бионика, биопринтинг и пр.
Министр попросил поручить его ведомству вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирование и утверждение скоординированной программы исследований и разработок в интересах развития новых производственных технологий. А ведущие университеты, по его словам, уже готовы заняться опережающей подготовкой инженеров нового поколения. “Необходимую поддержку из федерального бюджета мы им обеспечим”, — пообещал Дмитрий Ливанов. Была также отмечена важность развития инжиниринговых центров на базе ведущих технических университетов, и малых инновационных предприятий для решения тех или иных научно-технических проблем государственного значения и подготовки инженеров нового поколения.
По итогам заседания Дмитрий Медведев дал поручение трем ведомствам — Минобрнауки, Минпромторгу и Минэкономразвития — разработать проект национальной инициативы “Новые производственные технологии”.

Нина ШАТАЛОВА
Фото с сайта http://vselmash.ru

Нет комментариев