Что крабу погода? Самочувствие морских животных во многом зависит от колебаний климата.

Климат — дело серьезное. Его изменения, считается, привели в свое время к исчезновению мамонтов. А как другие менее заметные представители живого мира переносят глобальные погодные катаклизмы? Вопрос не простой. В Мурманском морском биологическом институте (ММБИ) Кольского научного центра РАН исследования в этом направлении ведутся в течение десятилетий. Важный вклад в общее дело вносит старший научный сотрудник лаборатории зообентоса кандидат биологических наук Александр ДВОРЕЦКИЙ. Тема его научной работы, поддержанной грантом Президента РФ: “Биология арктических ракообразных в условиях климатических колебаний”. Молодой ученый ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Александр Геннадьевич, чем отличаются арктические ракообразные от других?
— Сразу оговорюсь, что в нынешнем проекте, научным руководителем которого я являюсь, участвуют и другие сотрудники нашего института. Это связано с широтой темы. Арктические виды ракообразных — важный компонент морских экосистем. Они обитают как в водной толще (зоопланктон), так и на дне моря (зообентос). Эти организмы имеют важную особенность: их развитие протекает при низких температурах воды, поэтому они растут медленнее, чем в других районах Мирового океана, но и размеров достигают существенно бόльших.
Наша работа комплексная. Прежде всего, это изучение особенностей биологии планктонных рачков, служащих пищей для многих видов рыб, добыча которых ведется в Арктике (треска, пикша, мойва). Что касается донных ракообразных, то мы решили сконцентрировать внимание на ценном промысловом виде — камчатском крабе.
— Как же сказываются на ваших “подопечных” колебания климата?
— Эти явления носят циклический характер. Периоды потепления и похолодания чередуются. Само собой, они непосредственно влияют на протекание всех жизненных процессов в водах Мирового океана. Причины климатических колебаний носят, как правило, естественный характер, хотя есть мнение о влиянии антропогенной деятельности на этот процесс.
Ракообразные, как и другие виды организмов, реагируют на потепление или похолодание изменением своей численности, темпов роста, миграций, а также изменением поведения и распространения. Эти животные могут быть хорошими индикаторами климатических изменений. Наша работа строится на архивных и современных данных Мурманского морского биологического института, которые охватывают длинный промежуток времени (более 60 лет). Временнόй ряд для исследований численности камчатского краба более ограничен — он насчитывает около 20 лет. Таких данных вполне достаточно для изучения влияния климата как на сообщество рако­образных в целом, так и на отдельные массовые виды.
— Какие цели вы преследуете, проводя свои исследования: только научные или прикладные тоже?
— Наша работа в большей степени носит общенаучный характер. Изучение влияния колебаний климата — это актуальное направление в современной экологии. Несмотря на довольно большую степень изученности этой темы, не так много данных, полученных в высокоширотных акваториях, например в Баренцевом море, о влиянии климата на некоторые важные показатели сообществ ракообразных (продуктивность, смертность, особенности распределения). Мы планируем восполнить некоторые пробелы в этой области знания.
Но наш проект имеет и прикладное значение. Сведения о влиянии климата на планктонных рачков будут полезны при долговременном прогнозировании запасов ценных промысловых видов рыб. А подобные данные в отношении камчатского краба позволят более точно оценивать пополнение и численность этого вида в Баренцевом море.
— С кем вы сотрудничаете в своих исследованиях? Участвуете ли в экспедициях?
— Для получения оперативной и свежей информации о состоянии сообществ рако­образных и других организмов наш институт регулярно проводит морские и береговые экспедиции, мы принимаем в них активное участие. Из наиболее интересных — изучение рако­образных в прибрежных зонах Баренцева моря. На базе сезонной биостанции ММБИ в поселке Дальние Зеленцы мы изучаем особенности экологии и распределения камчатского краба, исследуем планктонные сообщества, проводим экспериментальные работы. Кроме того, круглый год ведем наблюдения и эксперименты в уникальной морской аквариальной института, которая включает в себя комплекс для содержания гидробионтов (водных организмов, в нашем случае — морских) с замкнутым циклом водоснабжения. Все эти условия были созданы благодаря усилиям директора нашего института — академика Геннадия Григорьевича Матишова, который всесторонне способствует развитию как фундаментальных, так и прикладных направлений научной деятельности в Арктике.
Наш институт поддерживает научные связи и широко сотрудничает со многими оте­чественными и зарубежными организациями (Южный научный центр, Польская академия наук, Национальное управление океанических и атмосферных исследований США и другие). И все же при изучении арктических ракообразных мы опираемся преимущественно на наши собственные результаты и разработки.
— Что интересного вам удалось узнать?
— У нас большой задел по теме исследований, который позволяет реализовать поставленные цели в полном объеме. Например, на основе анализа архивных материалов мы изу­чили колебания биомассы и численности планктонного рачка — калянуса, который можно считать ключевым кормовым объектом для рыб Баренцева моря. Такие данные уникальны. Также мы первыми построили карты продуктивности разных районов Баренцева моря. Рассчитали общую биомассу зоопланктона для всего моря в период потепления.
Мы провели работы, позволившие установить закономерности роста молоди камчатского краба Баренцева моря и рассчитать его размеры в течение первых пяти лет жизни. На основе этих расчетов показали, что темп роста молодых особей краба выше, чем на Дальнем Востоке. Такой результат также был получен впервые.
Многие из достигнутых нами показателей имеют важное значение с практической точки зрения, так как могут служить основой для мониторинга состояния сообществ, а также для более точной оценки продуктивности и запаса ценных промысловых видов морских рыб и беспозвоночных животных.
В ближайшем будущем мы планируем продолжить наши исследования, расширить круг изучаемых вопросов с учетом тех возможностей, которыми мы располагаем в непростое для российской науки время. Собираемся обобщить полученные сведения и издать большую монографию, где будут подробно представлены результаты наших работ.

Беседовал
Василий ЯНЧИЛИН
Иллюстрации предоставлены А.Дворецким

Рис.1 Кривая роста молоди камчатского краба (А) и сравнение темпов его роста в Баренцевом и Охотском морях (Б).
Рис.2 Карта распределения интегральной суточной продукции зоопланктона в Баренцевом море в летний период.
Рис.3 Динамика средней температуры воды и биомассы Calanus finmarchicus в южной части Баренцева моря в 1952-1958 годах.

Нет комментариев