Власть советов. Роль общественности в оценке вузов и школ вырастет.

Круглый стол, посвященный обсуждению общих подходов к проведению независимой оценки качества образования, состоялся в МИА “Россия сегодня”. Как отметила ведущая Наталья Тюрина, сейчас эта тема особенно актуальна, так как 21 октября вступил в действие принятый 21 июля этого года ФЗ №256 о внесении изменений в ряд законодательных актов РФ, направленный, в частности, на формирование независимой системы оценки качества образования.
Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк (на снимке) напомнила, что Закон об образовании, принятый два года назад, предложил хороший набор инструментов для развития независимой системы оценки качества. Прежде всего, введены нормы, преду­сматривающие принципы информационной открытости образовательных учреждений, сформулированы требования по размещению на их сайтах обязательного набора информации. Причем регламентируется не только ее качественный состав, но и одинаковый порядок подачи — для удобства восприятия.
Также введена норма, преду­сматривающая проведение на различных уровнях системы образования мониторинга образовательных учреждений и открытие этих данных обществу. И наконец, был введен сам механизм независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Предполагалось, что такую оценку будут проводить заинтересованные физические и юридические лица по критериям, востребованным потребителем. “Это могут быть совершенно разные критерии — те, которые интересны родителям, будущим работодателям, абитуриентам”, — уточнила замминистра.
По словам Н.Третьяк, после принятия нового ФЗ процесс независимой оценки качества образования в России начал развиваться достаточно активно — по последним данным, проведено более 170 различных оценочных процедур, в том числе рейтингов. Однако анализ этих рейтингов показал, что зачастую они не дают полной и верной картины деятельности образовательного учреждения — из-за несовершенства или неполноты критериев. Поэтому и появился закон о внесении изменений, в котором говорится о необходимости создания условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности.
Предполагается, что теперь и в определении критериев оценки, и в выборе организации, которая будет собирать информацию и проводить оценку, обязательно участвуют либо специализированные общественные советы по оценке качества образования, либо уже существующие общественные советы при органах управления образованием.
Первый замминистра сообщила, что на одном из последних заседаний Общественного совета при Минобрнауки РФ обсуждались вопросы независимой оценки качества образования и было принято решение, что дополнительный совет создаваться не будет — все необходимые функции (формирование заказа на рейтинг, определение методик и показателей, выбор оценивающей организации) возьмет на себя уже существующий Общественный совет при Минобр­науки РФ.
В прошлом году новая система независимой оценки качества образования прошла апробацию на пилотных площадках в Красноярском крае, на Ямале, в Ярославской и Московской областях.
— Мы несколько лет проводили мониторинг школ и пришли к тому, что рейтингов должно быть много, по разным критериям, — рассказала министр образования Московской области Марина Захарова. — Потому что запросы, требования к школе, например, у родителей первоклассника и родителей выпускника совершенно разные.
По ее словам, опыт работы в области показал: родители согласны с тем, что нужна независимая оценка школы, однако считают, что разработкой соответствующих критериев должны заниматься специалисты.
Общественная организация “Национальная родительская ассоциация”, как заявил ответственный секретарь ее Координационного совета Алексей Гусев, готова участвовать в такой работе. Но проблема, по его словам, в том, что подавляющее большинство родителей сегодня не знают ни терминологии, ни требований к современному образованию. “Мы готовы развернуть общероссийскую систему родительского просвещения”, — заявил он и рассказал, что некоторые региональные отделения организации уже имеют серьезный опыт в этой области. Так, в Пермском крае работает Академия родительского образования, есть модульные курсы в Тверской и Пензенской областях… Осталось консолидировать существующий опыт и “преподнести его обществу в неких методических рекомендациях по продвижению этой идеологии в массы”.
Не собирается оставаться в стороне от независимой оценки качества образования и студенческая общественность. От ее лица выступил председатель Общероссийской общественной организации “Российский студенческий союз” Артем Хромов. По его словам, многие рейтинги последних лет обществом и самими образовательными организациями воспринимаются неоднозначно. Теперь есть надежда, что будет разработан общественный рейтинг, который будет воспринят всеми. “Сделаем все возможное, чтобы были учтены предложения студенчества, — пообещал А.Хромов. — Проведем широкую дискуссию на эту тему. Верю, что найдем взаимопонимание и компромисс со всеми участниками этого обсуждения”.
У журналистов возник резонный вопрос: если заказчиками рейтинга выступят родители или студенты, кто будет платить за его разработку? Ясность внесла Н.Третьяк: в принципе, понятие “система независимой оценки качества” подразумевает, что заказчиками в этом случае являются физические и юридические лица и они сами проводят рейтинг по интересующим их параметрам. Но будут и рейтинги, разработку которых поддержит государство, однако выбор организации для проведения рейтинга и условия контракта с ней остаются за Общественным советом.
Согласно ФЗ №256, “независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, организуемая общественными советами по ее проведению, будет осуществляться не чаще одного раза в год и не реже, чем один раз в три года”.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев