Умел учить, не поучая. Награду имени Льва Николаева вручили деятелям науки и культуры.

“Он пожертвовал карьерой исследователя, чтобы выполнить свою миссию — стать просветителем”. “Его телепередачи и фильмы о науке, искусстве, истории смотрела вся страна. Я помню, как ради них у голубого экрана собирались три поколения семьи. Смотреть “Под знаком Пи” интересно было всем”. “В характере Льва Николаевича сочетались энциклопедические знания, мастерство редактора и талант общения. С ним все становилось интересным и понятным”. “В 120 фильмах и передачах, подготовленных Николаевым, отразилась эпоха, он сам был ее интеллектуальной основой”. Так говорили о создателе телекомпании “Цивилизация” соратники, ученики и почитатели Льва Николаева, собравшиеся в Государственном музее изобразительных искусств на церемонию вручения золотых медалей его имени.
Награда, учрежденная телекомпанией “Цивилизация” при поддержке Министерства образования и науки РФ, вручается четвертый год. В этот раз первым из лауреатов был назван Леонид Рошаль — и аудитория, по традиции собравшаяся в Итальянском дворике музея, встретила его овацией. Ведь хирурга от Бога Леонида Рошаля не зря величают Доктор мира. Он постоянно участвует в ликвидации последствий катастроф, много раз бывал в зонах боевых действий разных стран. Куда только ни летят возглавляемые им бригады медиков, чтобы спасать человеческие жизни, с кем только ни вступает доктор Рошаль в переговоры, чтобы вытащить детей из плена террористов…
Вторым медаль с профилем Николаева получил в тот вечер Анатолий Торкунов. Академику РАН, дипломату, члену коллегии МИД России награду вручал автор и ведущий телепередачи “Умники и умницы” Юрий Вяземский, волнуясь, точно школьник. “Потому что это мой ректор, — объяснил он. — Я — выпускник Института международных отношений (МГИМО), а Анатолий Васильевич возглавляет университет с 1992 года! Блестящий организатор, он не перестал быть просветителем и по рейтингу студентов: входит в тройку лучших лекторов вуза”.
Как обычно, церемонию отслеживали камеры многих центральных телеканалов, но в этот раз ее еще вживую можно было наблюдать и в Интернете, на сайте “Метео-ТВ”. Подозреваю, потому, что медаль была вручена Роману Вильфанду, Заслуженному метеорологу Российской Федерации. Мало кто из нас знает его в лицо. Но… говорят, 35 000 метеорологов отслеживают перемены погоды по планете, а 400 специалистов возглавляемого им Гидрометцентра сводят эти данные, переводя с научного на обыденный язык — в короткие фразы прогноза погоды. И знаете ли вы еще кого-то, чью работу почти сотня миллионов человек ежедневно проверяет на точность?
Еще две медали были вручены Борису Фридману и Георгию Генсу, известным обществу, прежде всего, как бизнесмены ИT-рынка, главы компаний “Микроинформ” и “ЛАНИТ”. Но в Итальянском дворике им воздавали почести как коллекционерам редкого жанра “книга художника/livre d’artiste”. Жанр мало знаком публике, но высоко ценим профессионалами.
Не зря президент ГМИИ им. А.С.Пушкина легендарная Ирина Антонова первой открыла залы на Волхонке, 12, для демонстрации их коллекций. С тех пор уже несколько раз в музеях столицы проходили выставки “книг художника”, где посетители могли насладиться необычными работами нескольких сотен художников, среди которых Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Хуан Гриса, Антони Клаве, Огюст Роден, Генри Мур, Марк Шагал, Ле Корбюзье. Они создали иллюстрации к известнейшим литературным произведениям разных веков. Эти коллекции словно огромное окно в лабораторию мастеров, где они пробовали для книжного дизайна традиционные и совершенно новые художественные приемы. Здесь и рисунок карандашом, и гравюра на дереве, и черно-белый офорт, и сухая игла, и цветная печать… Выполненные на специальной бумаге, подписанные автором, пронумерованные, эти листы обычно не переплетены, не в паспорту. Бесценное сокровище культуры ХХ века коллекционеры хранят в папках, футлярах, коробках и могут о каждом экземпляре рассказать чуть ли не детективную историю, иллюстрирующую эпоху, мир искусства. Делая все это богатство доступным для посетителей выставок в России, Георгий Генс и Борис Фридман становятся просветителями, достойными медалей с профилем Льва Николаева.
Шестую награду вручили Владимиру Спивакову, главному дирижеру Национального филармонического оркестра России, создавшему уникальную систему подготовки молодых музыкантов. Получая ее, он рассказал об удивительных параллелях, случающихся в жизни.
— Я только что вернулся из Израиля, где с “Виртуозами Москвы” мы дали четыре концерта. После последнего в Тель-Авиве ко мне подошла женщина с программкой 1986 года, которую, уезжая в Израиль, она взяла с собой как нечто ценное и дорогое. Это была программка выступления, которое состоялось в киевской филармонии тогда, когда все отказались ехать в Киев после Чернобыльской трагедии. А “Виртуозы Москвы” поехали и не могли начать концерт, наверное, около получаса потому, что слушатели, зрители, стоя, аплодировали и плакали. И сцена плакала. Потому что люди поняли: мы приехали разделить их горе.
Я об этом вспомнил, получая медаль имени Льва Николаева потому, что Николаев в 1986 году тоже поехал на Украину и сделал фильм “Предупреждение”. Фильм о том, что, аплодируя успехам науки, надо думать, как они скажутся на истории человечества, принесут добро или зло, об ответственности. Лев был истинным просветителем. У нас у всех, служителей музыки, искусства, пушкинское отношение к наградам: “Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв”.
Мне очень приятно, что премию я получаю в намоленном зале, в Итальянском дворике Пушкинского музея. Мы здесь проводили очень много концертов, у нас старая душевная связь с музеем. Мы знаем, что людей разделяют не моря и океаны, а невежество. Поэтому продолжаем миссию сближения людей, линию просветительства.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев