Селфи с Менделеевым. Молодежь равняется на корифеев.

Программа IV научно-практической конференции молодых ученых Российской академии наук, собравшихся в городе на Неве, настраивала участников на возвышенный лад. Открылся форум в исторических апартаментах Санкт-Петербургского центра РАН, украшенных ломоносовской мозаикой “Полтавская битва”, делегатов пригласили посетить первые академические учреждения — Кунсткамеру (Музей антропологии и этнографии РАН) и Зоологический институт РАН… Молодежь почтительно разглядывала старинные картины, свидетельствующие о значении науки и ее творцов в прежние века, а гостья из Астаны Асия Бояндинова, председатель Совета молодых ученых при Фонде Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, даже сфотографировалась на фоне портрета Менделеева.
Но уже в первых приветственных речах прозвучали тревожные нотки. Председатель Санкт-Петербургской региональной организации Профсоюза работников РАН Сергей Окулов говорил о смутном времени передела российской науки, а директор Института химии силикатов РАН академик Владимир Шевченко раскритиковал высокого московского чиновника, заявившего, что сегодня надо не творцов воспитывать, а квалифицированных потребителей достижений научно-технического прогресса. Директор заверил, что задача академического сообщества — создать условия именно для творческого роста молодых ученых, и призвал их, невзирая на внешние обстоятельства, работать, становиться профессионалами.
Обстоятельства, однако, отвлекают. Даже обычно очень аккуратный в оценках председатель Совета молодых ученых РАН Андрей Котельников признал, что прошлый год был как никогда напряженным: еще весной привычно строили планы, не подозревая, что грянет реформа государственных академий. Однако после всех “развилок и турбулентностей” РАН утвердилась в качестве высшей экспертной инстанции, руководящей научными исследованиями в стране, а СМУ РАН, по словам Андрея, остается влиятельным консультативным органом, с мнением которого считаются и в самой академии, и на этажах властной вертикали.
Так, при ФАНО создана рабочая группа по взаимодействию с молодыми учеными, в составе которой поровну чиновников и членов СМУ. Прошедший недавно междисциплинарный научный форум Moscow Science Week показал важность совета как связующего звена между специалистами, работающими в разных областях знания, концентратора идей и проектов, сплачивающих научную молодежь. Эту модель коммуникаций надо переносить на регионы, тем более что контакты СМУ РАН с советами отделений и центров сохраняются в полном объеме.
Понятно, заключил он, что реформа системы управления наукой, задуманная для повышения ее эффективности, увенчается успехом лишь в том случае, если СМУ и другие молодежные объединения станут опорой менеджмента.
Понятно — в общем и целом. Ну а конкретика эпохи перемен сказывается на судьбах отдельных исследователей и целых лабораторий, в которых, собственно, и вершится наука. Как рассказал председатель СМУ Дальневосточного отделения РАН Юрий Латушко, до реформы в составе ДВО РАН было 34 института и шесть стационаров, сейчас к ним добавились еще 15 организаций из других академий. Тем не менее отток молодых кадров продолжается. Другой вопрос, связано ли это с нынешней реорганизацией.
Молодые ученые, с присущей им независимостью суждений, подмечают иную закономерность. Еще несколько лет назад, когда финансирование учреждений РАН было на подъеме, молодежь уверенно делала выбор в пользу продолжения научной карьеры, но сейчас академические учреждения по уровню зарплаты вновь теряют конкурентоспособность. Как рассказал Александр Москвичев из Института проблем машиностроения РАН в Нижнем Новгороде, средняя зарплата по региону составляет 26-27 тысяч рублей, тогда как у молодых ученых — немногим более 20 тысяч, включая гранты, которые, строго говоря, зарплатой считать нельзя. Между тем даже резчик салатов в супермаркете получает 30 тысяч. На производстве, в том числе сельскохозяйственном, молодой специалист зарабатывает раза в полтора больше, чем в науке, причем у него не болит голова об отчетах, оборудовании, многочасовых экспериментах.
К тому же и в самих изрядно “постаревших” институтах кадровый дисбаланс усугубляется финансовым неравенством поколений. На фоне дефицита средств руководство нередко замыкает денежные потоки на свои лаборатории. И ФАНО здесь абсолютно ни при чем, списывать на него все издержки было бы нечестно.
О сотрудничестве с ФАНО рассказал член СМУ РАН Иван Марин из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, курирующий в совете предоставление молодым ученым жилищных сертификатов. Вопрос о заполнении квоты на 2014 год настолько острый, что от оперативного ответа на него зависело, приедет ли Иван на конференцию. Приехать-то он приехал, но даже из Петербурга следил за продвижением письма президиума СМУ РАН в Минстрой и Минэкономразвития с просьбой внести изменения в ФЦП “Жилище” с учетом потребностей молодых ученых и сотрудников учреждений, подведомственных ФАНО.
По контрасту ситуация в Национальной академии наук Белоруссии, о которой рассказал председатель Совета молодых ученых НАН Андрей Иванец, радует стабильностью. Никто не посягает на ее главенствующую роль в проведении фундаментальных исследований, а структурные новации в виде национальных лабораторий, научно-технологических парков и кластеров и комплексное решение социально-бытовых проблем способствуют закреплению перспективной молодежи в академических институтах.
Наверняка делегация молодых ученых России, которая вскоре отправится с ответным визитом в Белоруссию, почерпнет немало интересного. Да и договор о сотрудничестве, который подписали Иванец и председатель СМУ СПбНЦ РАН Наталья Тюрнина, поможет перенять позитивный опыт белорусских коллег. Аналогичное соглашение подписано со СМУ Казахстана, укрепляются контакты с Национальной молодежной академией наук Японии, которую представлял на конференции ее экс-президент, член Всемирной молодежной академии (Global Young Academy) Шожи Комаи.
Конференция вполне оправдала свой статус научно-практической. Наряду с докладами о достижениях в различных областях знания на ней прозвучали сообщения об истории успеха академических стартапов, о механизмах коммерциализации инновационных разработок, о кооперации науки с бизнесом и вузов с исследовательскими институтами. Прохор Алексеев из Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН размышлял даже о “нематериальной мотивации” молодых ученых, включая равнение на корифеев науки. По его мнению, поддержанному большинством участников, работа должна быть творческой, на актуальном направлении, с интересными стажировками и конференциями, а материальные блага приложатся. Потому что совсем без благ тоже нельзя. И, как показалось, мэтры с портретов, внимавшие их речам, с этим тезисом согласились.

На верхнем фото: Генеральный директор Центра трансфера технологий РАН и РОСНАНО Олег Чурилов делится секретами успеха академических стартапов

На нижнем фото: Андрей Иванец и Наталья Тюрнина: сотрудничество молодых ученых Республики Беларусь и Санкт-Петербурга будет развиваться!

Аркадий СОСНОВ
Фото Александра Яковлева

Нет комментариев