Пробивающие стены. Годовщину объединения Германии ученые отметили масштабным научным форумом.

В начале ноября, к годовщине со дня падения Берлинской стены, столица Германии собирает лучшие умы планеты на международный форум Falling Walls — “Падающие стены”. Он проходит одновременно на трех площадках: Falling Walls Lab — это международное соревнование для молодых ученых, которым дают всего три минуты (!), чтобы убедить авторитетное жюри в значимости своей инновационной идеи. Falling Walls Venture — конкурс для стартапов, ожидающих потенциальных инвесторов. И, наконец, конференция Falling Walls, предлагающая трибуну самым знаменитым ученым мира, имена которых у всех на слуху.

Falling Walls Lab: перчатка для общения, диабет без уколов и чистая вода
Сто докладов за день — так проходят лаборатории для студентов, молодых ученых, исследователей и предпринимателей, которым не исполнилось 35 лет.
— В этом году конкурс проводится в четвертый раз, мы рассмотрели 800 заявок победителей местных конкурсов из разных стран и выбрали 100 победителей из 34 стран, — рассказывает Татьяна Кениг, руководитель фонда Falling Walls Foundation (http://www.falling-walls.com) — организатора конференции.
К сожалению, в этот раз молодые ученые из России не принимали участия в конкурсе (в 2012 и 2013 году на форуме были российские участники). К слову, в нашей стране последние два года проводятся соревнования молодых ученых похожего формата — это “Научные бои” и Science Slam.
— Мы ищем таланты, нам интересно, о чем думают молодые ученые, в каких областях ожидают прорыва. С каждым годом больше привлекательных предложений по общественным наукам, — отметил Мартин Зонненшайн, директор Центрально-Европейского отделения международной консалтинговой компании A.T. Kearney, еще одного из организаторов мероприятия.
Надо отдать должное жюри конкурса, в которое вошли представители бизнеса, науки, прессы и бывшие лауреаты конкурса: непростая задача — оценить сотню выступлений и выделить трех победителей. А выбирать было из чего: молодые ученые предлагали приборы для улучшения зрения и восстановления после инсультов, пластыри от хронических болей, универсальные кресла для инвалидов и перчатки для общения слепоглухонемых. Они рассказывали о своих планах по борьбе с бактериальными инфекциями, диабетом, раковыми и сердечными заболеваниями, а также об исследованиях проблем демократии, предлагали способы борьбы с нищетой, доказывали преимущества усовершенствованных моделей климата и способов очистки воды.
Первое место и жюри, и слушатели присудили Тому Билингу из Берлина (Tom Bieling, Design Research Lab, http://www.design-research-lab.org/projects/mobile-lorm-glove/). В течение последних нескольких лет молодой ученый совершенствует свою разработку — перчатку, которая позволяет раздвинуть границы общения для слепоглухонемых людей, преобразуя сообщение с тактильного языка “Лорм” в речь или текст и передавая их на мобильный телефон с помощью Bluetooth. Возможен и обратный процесс.
Вторую премию получила египтянка Нермин Юссеф (Nermeen Youssef) из Университета Альберта в Канаде, которая придумала, как облегчить жизнь больным диабетом 1-го типа и избавить их от постоянных инъекций. Она предлагает облучать голубым светом кожу пациента, чтобы заставить жировые клетки вырабатывать инсулин.
Диллон Рэндалл (Dyllon Garth Randall) из Южной Африки занял третье место с самоокупаемой технологией очистки воды: сначала сточные воды можно очистить от соли, а затем соли продать (http://www.iwaponline.com/wst/07004/wst070040736.htm).
Falling Walls Venture: встреча стартапов и инвесторов
На конкурсе Falling Walls Venture для многообещающих стартап-компаний, который в Берлине проводят второй раз, Россию представляла компания “НПО БиоМикроГели” из Екатеринбурга (www.biomicrogel.com) с разработкой, которая позволяет очищать воды от нефти и нефтепродуктов.
— Очень почетно участвовать в таком знаковом событии! Мое выступление прошло удачно, и нашими микрогелями заинтересовались представители французской компании “Total”, поскольку их производство и применение выгодны и экологически безопасны, — поделился впечатлениями от конференции Артем Сотников, руководитель отдела по развитию компании.
Лучшей из 30 компаний, представители которых выступили в Берлине со своими проектами перед инвестиционными фондами и ведущими венчурными компаниями мира, была признана “EyetechCare” из Франции (http://www.eyetechcare.com).
Более 70 миллионов человек страдают от глаукомы. Французские приборы помогут бороться с ней с помощью высокоинтенсивных фокусированных ультразвуковых волн. Клинические испытания закончились успешно, метод лечения одобрен, более тысячи пациентов прошли лечение, поэтому жюри и выбрало эту компанию с низкими рисками, четким бизнес-планом и бизнес-идеей, максимально приближенной к рынку.
Два других финалиста — биотехнологические компании: израильская “SynVaccine” (http://www.synvaccine.com/), разрабатывающая синтетические вирусы для вакцин, и немецкая “Genequine Biotherapeutics” (www.genequine.com), предлагающая новейшие методы лечения остеоартрита.
Главный бонус, который получили победители обоих конкурсов, — это возможность выступить перед тысячной аудиторией на одной сцене с выдающимися учеными современности.
Falling Walls Conference: где ждать открытий
В этом году в шестой раз состоялась знаменитая конференция Falling Walls. Перед приглашенными из 80 стран учеными, журналистами и бизнесменами выступали 17 ученых мирового класса из разных областей науки. Российскую науку на конференции представлял академик Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН.
Falling Walls — название символичное и вполне подходящее для научной конференции. Ведь, исследуя неизведанное,  ученые, по сути, пробивают стены, преграждающие путь к новому знанию — и новому качеству жизни человека.
Какая стена упадет следующей? В какой области нам ждать открытий? На эти вопросы слушатели хотели бы получить ответы от нобелевских лауреатов, представителей творческих профессий, глав государств и правительств. Среди тем этого года — квантовые коммуникационные сети и поиск экзопланет, наномедицина и наноскопия, оптогенетика в исследовании мозга, возникновение человеческого сознания и многие другие.
Штефан Хелль (Stefan Hell, http://www3.mpibpc.mpg.de/groups/hell/), директор Института биофизической химии Общества Макса Планка, недавно получил Нобелевскую премию по химии вместе с Эриком Бетцигом (Eric Betzig) и Уильямом Морнером (William E. Moerner) за “разработку суперфлуоресцентной микроскопии”. Еще четверть века назад ученые не предполагали, что под микроскопом можно будет разглядеть не только форму живых клеток, но и их отдельные молекулы. Хелль разработал новые принципы оптической микроскопии STED на основе вынужденного гашения флуоресценции (stimulated emission depletion), что позволило существенно — на порядок — улучшить разрешающую способность микроскопа, ограниченную значением половины длины волны используемого света (200 нанометров).
Автор пионерских работ в области квантовой информации, квантовой связи и квантовой криптографии, впервые осуществивший квантовую телепортацию с использованием фотонов, австрийский физик Антон Цайлингер (Anton Zeilinger, http://vcq.quantum.at/research/people/details/14-anton-zeilinger.html) вооружился разноцветными игральными кубиками, чтобы рассказать публике о принципах квантовой физики. “С помощью науки удалось разрушить множество иллюзий, которые были у человечества, но предстоит открыть еще немало нового в картине мира, особенно в области квантовых вычислений, чтобы разобраться в таких понятиях, как пространство, время, причинность, и выяснить, какую роль играет информация”, — заметил ученый.
Эксперт по наномедицине Ада Алмутаири (Adah Almutairi, http://almutairi.ucsd.edu/), профессор из Калифорнийского университета в Сан-Диего, работает на стыке биологии и медицины. С командой из разных областей науки она изобретает новейшие материалы — “умные” полимеры, наночастицы, способные сжигать жир, гидрогели и композиты для адресной доставки лекарств. На конференции она рассказала о последнем исследовании своей группы — использовании света для активации наночастиц, несущих лекарства к больному органу пациента.
Специалист по эволюционной генетике и один из основателей палеогенетики Сванте Пээбо (Svante Paabo, http://www.eva.mpg.de/genetics/staff/paabo/home.html), директор Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка, рассказал о нашумевшем десятилетнем исследовании, которое увенчалось получением полного генома неандертальца, а также об изучении происхождения “денисовского” человека. Да, во многих из нас есть ДНК неандертальцев, и мы еще узнаем немало нового о происхождении человечества.
Знаменитый невролог и биоинженер Карл Дейссерот (Karl Deisseroth, http://web.stanford.edu/group/dlab/) из Стэнфордского университета — один из основателей оптогенетики. Эта неинвазивная технология помогает ученым следить за работой мозга с помощью световых лучей и составлять карты нейронных цепей высокой точности (лучи, попадая на светочувствительные белки, могут подавлять или стимулировать электрические сигналы внутри клеток). Оптогенетика открыла новую эру в области нейробиологии, и в ближайшем будущем, уверен ученый, на ее основе будут созданы приборы и способы лечения для борьбы с неврологическими и психическими расстройствами, такими как болезнь Паркинсона, эпилепсия, шизофрения, депрессия и аутизм. Ученого также называют одним из разработчиков нового метода CLARITY, который позволяет сделать биологические ткани, например мозга, “прозрачными”, создавая объемные картины сложных нейронных сетей и показывая работу мозга.
Сюзанн Топалян (Suzanne L.Topalian, http://www.hopkinsmedicine.org/kimmel_cancer_center/centers/melanoma/research/) бросает вызов традиционным методам лечения рака и предлагает лечение с помощью иммунотерапии. Чтобы ограничить разрастание опухоли, уничтожая новые раковые клетки, можно использовать резервы иммунной системы пациента. Как показали исследования, разработанные на этой основе препараты могут разрушать “защитный слой” опухолей, протеин PD-1.
Где в мозге прячется сознание? Ответить сложно, ведь мозг даже размером с изюмину насчитывает полмиллиона нейронов, 4 миллиарда синапсов и 10-20 километров “соединительных проводков”, рассказывает известный американский нейрофизиолог Кристоф Кох (Christof Koch, https://www.alleninstitute.org/our-institute/our-team/profiles/christof-koch/). Ведущий специалист по изучению мозга в Институте Аллена последние 30 лет вместе с коллегами изучает нейробиологию сознания, он один из лидеров совместного проекта по построению карты активности головного мозга человека. Мозг, безусловно, самый сложный физический живой объект во Вселенной, считает ученый, но с помощью моделей и новых методов визуализации мы когда-нибудь раскроем тайну человеческого сознания.
О том, как астрономы ищут и изучают экзопланеты, рассказала Лиза Кальтенеггер (Lisa Kaltenegger, http://instituteforpalebluedots.com/), директор собственного центра по исследованию экзопланет в Корнельском университете с романтичным названием “Институт для бледно-голубых точек” (Institute for Pale Blue Dots), который она основала, получив премию в 1 миллион долларов от Фонда Саймонса. Бледная голубая точка — именно так наша Земля выглядит из космоса, и этот цвет обусловлен обитаемостью Земли. Вместе с коллегами Кальтенеггер использует усовершенствованные компьютерные модели, чтобы создать карту спектрального состава более чем 100 планет, на которых могут быть найдены разные формы жизни. Ее модели объединяют сведения об удаленных планетах и географические и атмосферные показатели нашей планеты.
Захава Соломон из Тель-Авивского университета (Zahava Solomon, http://socialwork.tau.ac.il/overseas/index.php/academic-staff/28-prof-zahava-solomon) разбирается во всех тонкостях травматического стресса. Такие потрясения, как и раковые заболевания, вызывают физиологические, психологические, функциональные нарушения. Вместе с сотрудниками она исследует, как человек переносит лишение свободы, участие в войнах, и ищет новые подходы к лечению массовых травм, которые не только разрушают жизни людей, но и наносят вред членам их семей на протяжении нескольких поколений. “К сожалению, агрессия — неотъемлемая часть человеческой истории, — замечает З.Соломон, — поэтому мы должны правильно оценивать психологическую нагрузку, с которой приходится сталкиваться жертвам агрессии, научиться их лечить и возвращать к нормальной жизни”.
Что думают академики?
Несколько минут для выступлений на конференции получили и представители четырех национальных научных академий — из Англии, России, США, Франции. Им, в частности, предложили поделиться своим мнением о том, какие области исследований они считают на сегодняшний день прорывными. Диана Гриффин (Diane Griffin), вице-президент Национальной академии наук США, назвала область биотехнологий. Сэр Пол Нерс (Paul Nurse), нобелевский лауреат и президент Королевского общества Великобритании, хотел бы разобраться, чем жизнь отличается от нежизни и как поток информации влияет на развитие биологических систем. Филипп Таке (Philippe Taquet), президент французской Академии наук, который ранее возглавлял французский Национальный музей истории и обнаружил несколько новых видов динозавров, заявил, что его больше интересуют не ближайшие 25 лет, а прошедшие 25 миллионов лет. По его мнению, надо понять, как человек приспосабливался к постоянно меняющейся среде, как он выживает, и сделать все возможное, чтобы сохранить нашу маленькую планету для потомков. Вице-президент Российской академии наук академик Лев Зеленый считает, что у нас все еще недостаточно знаний о родной звезде, которая влияет на Землю, меняя жизнь и здоровье людей. Российский ученый предложил проводить такие встречи глав академий регулярно.

Ольга БАКЛИЦКАЯ-КАМЕНЕВА

Фото с сайта https://www.facebook.com/fallingwalls/photos

Нет комментариев