Пока свободою горим? Растет число приверженцев либерального образования.

Не правда ли, интересно: либеральные подходы в экономике подвергаются у нас резким нападкам, а принципы либерального образования обретают все новых сторонников. Тенденция вновь проявилась на Международной конференции “Интеллектуальные основания современного либерального образования”, организованной факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета при участии Бард колледжа (США). Шутка сказать: на пленарном заседании выступили вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, ректор СПбГУ Николай Кропачев, его коллеги из других ведущих вузов страны. И у каждого нашлись убедительные аргументы в пользу либеральной модели.

Поневоле вспомнился деловой завтрак в рамках Петербургского международного экономического форума — 2014, посвященный проблемам подготовки кадров для экономики XXI века. Тогда декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин (в прошлом вице-премьер и министр финансов) тоже ратовал за воспитание людей творческих, восприимчивых к переменам, к массовому отмиранию старых и появлению новых технологий. То есть призывал к уходу от узкой специализации, от привязки выпускников к конкретному рабочему месту, что еще недавно, в декорациях плановой экономики, звучало бы крамолой. Очевидно, времена меняются. Даже беглого взгляда на вожделенные первые строчки мировых университетских рейтингов достаточно, чтобы удостовериться: их оккупируют Гарвард, Йель, Стэнфорд, Принстон, строящие учебные планы своих бакалавриатов на принципах свободных искусств и наук. По мнению иных либералов от образования, выпускник вуза, стабильно работающий по специальности, вообще недоразумение, сродни неудачнику.
Модератор той дискуссии, президент, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф в конце концов не выдержал: “Нам нужны профессионалы, а не свободные художники, которых работодателям придется переучивать!” Недаром Сбербанк запустил этой осенью свой корпоративный университет — надо полагать, для подготовки истинных профессионалов. Недаром промышленные предприятия открывают базовые кафедры в университетах, дабы пестовать “своих”, как говорит председатель Совета ректоров санкт-петербургских вузов Владимир Васильев, профильно мотивированных выпускников. Экономика города развивается по кластерному принципу, и вряд ли специалист, подготовленный для автомобильного кластера, сможет успешно работать в атомном. Конечно, если он не айтишник или не пиарщик.
Работодателя можно понять. Но что происходит в реальности? По данным свежего онлайн-опроса, приведенным на сайте job.ru, лишь 23% респондентов работают строго по специальности, полученной в вузе. Еще почти столько же (21%) трудятся в смежных областях, хотя и согласны с тем, что полученное образование пригодилось им в работе. Таким образом, менее половины опрошенных вписываются в “идеальную картину мира”.
Вот и сторонники либеральной модели убеждены: свободные искусства и науки — это не отсутствие профессионализма, а умение проявить его в разных областях. Да и статистика трудоустройства выпускников факультета (а это 883 бакалавра и 261 магистр) показывает: многие из них работают в престижных компаниях с яркими брендами, причем не только гуманитарного профиля, а туда лишь за красивые глаза и речи не возьмут. А одна выпускница на основе своего диплома создала настоящее арт-пространство для молодежи — территорию творчества площадью 300 кв. м.
Либеральное образование, “призванное воспитывать в студентах желание и способность учиться, критически мыслить и умело выражать свои мысли, а также готовить их к роли сознательных граждан демократического общества” (определение Джонатана Беккера, вице-президента и декана по международным связям Бард колледжа), доказывает свою эффективность в России, и уже два десятка вузов РФ получили лицензии
Минобрнауки на реализацию подобной образовательной модели.
На упомянутой конференции министр Дмитрий Ливанов подтвердил, что образовательный ландшафт меняется, вариативность проникает в области не только гуманитарного, но и естественно-научного знания. И пусть внятный запрос общества на универсальных специалистов пока не сформирован, тенденция к индивидуализации и повышению качества образования, к выбору студентами уникальных компетенций налицо, а значит, пилотные проекты СПбГУ следует поддержать. В свою очередь, выпускник экономического факультета Алексей Кудрин, рискуя обидеть alma mater, признался, что, будь он студентом сегодня, предпочел бы факультет свободных искусств и наук. Остается лишь гадать, получили бы мы тогда весьма успешного министра финансов и, возможно, будущего премьер-министра?
При всех достоинствах либерального стандарта вопрос о границах его применения действительно остается открытым. Отец-основатель Смольного института свободных искусств и наук (первый набор в 1999 году, первый выпуск бакалавров в 2003-м), на базе которого и возник факультет в 2011 году, ныне соруководитель Центра либерального образования Валерий Монахов признает, что оно нацелено скорее на развитие личности в постоянном диалоге с преподавателем, в выполнении самостоятельных проектов, в сочетании обучения “лицом к лицу” (нужны энтузиасты-педагоги) и через онлайн-курсы, чем на подготовку к конкретной профессиональной деятельности.
Старший преподаватель факультета Филипп Федчин, обращаясь к истокам либерального образования (artes liberales), цитирует Аристотеля, полагавшего, что разносторонний гражданин греческого полиса “должен уметь играть на флейте, но не очень хорошо”. Иными словами, владеть профессией не настолько, чтобы стать ее рабом и закоснеть в своем ремесле.
Ну а какие “флейтисты” нужны нашей экономике? Она ведь очень разная по структуре, научно-технологическому оснащению, производительности труда?
Как полагает Ольга Голодец, современный выпускник должен получать якорную специальность, чтобы чувствовать уверенность на рынке труда, и дополнительную специализацию — на вырост. Не случайно все семь магистерских программ, запущенных в 2007 году еще в Смольном институте, — междисциплинарные, сочетающие гуманитарные науки с математикой и даже биологией.
Что показательно: поступают на них, преодолевая высокий конкурс, многие питомцы других факультетов и университетов. То же относится к преподавателям: в особняке Бобринских, где расположен факультет, читают лекции многие приглашенные профессора, а дважды доктор наук — биологических и филологических — Татьяна Черниговская перешла в штат как полпред когнитивных дисциплин. Так происходит углубление широкого фарватера либеральной модели.
Свободно выбирая преподавателя, направление и формат обучения, студенты используют академические права, заложенные в Федеральном законе “Об образовании”, но, как подчеркнул ректор СПбГУ Николай Кропачев, для реализации либеральной модели нужна и добрая воля руководства вуза.
И дальновидные руководители такую волю уже проявили. В их числе ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимир Мау, который убежден, что междисциплинарность, адаптивность к смене рабочих мест, владение двумя-тремя иностранными языками, высокая коммуникативность в духе artes liberales через пять лет будут необходимы даже для специалистов сугубо прикладного профиля.
Но если умения “сочетать гармонию и алгебру”, анализировать и оппонировать, вести самостоятельные исследования все более востребованы, то не лучше ли, как сформулировал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, воспитывать их в школе, а в университетах давать профессию и учить зарабатывать? Представьте, этим озабочены и последователи Аристотеля с факультета свободных искусств и наук СПбГУ, магистранты которого разработали проект “школа либерального образования”.
Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк считает, что все предпосылки для этого есть: либеральная модель в наибольшей степени отвечает потребностям ребенка, его творческой натуре, помогает развивать природные данные и вписывается в новую парадигму школьного образования.
С этим не поспоришь, тем более что в креативных, критически мыслящих абитуриентах заинтересован любой университет и самые продвинутые вузы уже готовят их через систему олимпиад и подшефные лицеи. Разве что либеральную школьную программу сложно будет совместить со списками обязательной литературы и единственно правильным курсом истории.

Аркадий СОСНОВ
Фото Алексея Мелентьева

Нет комментариев