Сырок особого назначения. Молочным продуктам прививают целебные свойства.

Елена МОЛИБОГА занимается сложными научными изысканиями. Преодолевает препятствия, внедряя разработанные с ее участием инновационные продукты питания. Признается, что огромную моральную поддержку в этом оказывают ей муж Николай и одиннадцатилетний сын Егор. И она не упускает случая позаботиться об их здоровье, хорошем настроении. Лучше всего это удается во время отпуска, который они все вместе проводят в Горной Шории, где дают волю эмоциям, катаясь на горных лыжах. А потом снова — погружение в работу, решение новых исследовательских задач.
Может быть, кто-то удивится, узнав, что речь идет о технологиях приготовления сырных продуктов, в частности плавленых сыров. Между тем удивляться надо не этому, а весомости достижений, которых она, молодой кандидат наук, доцент агротехнического факультета Омского государственного агарного университета им. П.А.Столыпина, добилась в этой важной, как оказывается, для многих из нас сфере. Как удалось получить высокие результаты и что они принесут?

— Успех пришел не вдруг, — вспоминает Елена Александровна. — Наукой я начала заниматься, когда была еще студенткой четвертого курса нашего университета. Тему, связанную с созданием технологий получения плавленых сыров, выбрала не случайно. Опрос, в котором участвовало около тысячи омичей, показал, что этот продукт востребован и качественные плавленые сыры никогда не залеживаются на полках магазинов. Кроме того, люди стали больше внимания уделять здоровому питанию, мы решили учесть и этот аспект.
В нашей области многие жители страдают йоддефицитными заболеваниями, поэтому меня увлекла идея разработать технологии изготовления таких плавленых сыров, которые способствовали бы предупреждению этих недугов. На исследования по выбранному направлению я получила государственную поддержку в виде стипендии Президента России. Это стало первым моим достижением на научном поприще. Тогда я окончательно поняла, что занимаюсь нужным делом. Успешно защитила диплом, позже, в 2008-м, кандидатскую диссертацию.
Со временем круг исследований расширился, я решила, что следует включить в него еще и разработку технологий сырных продуктов, которые по пищевой ценности не уступали бы твердым сырам. Дело в том, что выпускать такие сыры с каждым годом становится все сложнее. Причина в снижении объемов молока нужного качества, что, в свою очередь, связано с использованием химии в животноводстве и сокращением молочного стада в области. А современные технологии позволяют создавать полезные сырные продукты, которые могут стать неплохой альтернативой дорогостоящим твердым сырам.
Технологическая цепочка производства сырных продуктов специального назначения немного отличается от той, что используется при изготовлении мягкого сыра. Особенность процесса — применение пробиотической микрофлоры, комплексных добавок (сохраняющих изначальные свойства исходного сырья), а также функциональных ингредиентов, которые добавляются в зависимости от того, на какую категорию потребителей рассчитана продукция: школьников, спортсменов, пожилых людей и т.д.
— Как оценивают эксперты результаты ваших исследований? Каким материальным стимулированием обеспечивается их выполнение?
— До 2012 года я заведовала Центральной учебно-научной лабораторией аграрно-технологических исследований университета, которая выполняла работы по заданию Минсельхоза России. Это была тема федерального значения, она называлась “Проведение научных исследований по разработке экологически безвредных, высокотехнологичных продуктов питания для предприятий комплексной переработки сельскохозяйственной продукции” и обеспечивалась финансовой поддержкой в 800 тысяч рублей (на протяжении трех лет). Мы получили также именной грант на 200 тысяч рублей от Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Я неоднократно становилась победителем внутривузовского конкурса “Молодой ученый года” (сегодня меня считают лидером по техническим наукам среди этой категории ученых вуза). Приятным сюрпризом стал грант Президента РФ по поддержке молодых кандидатов наук с финансовым обеспечением 1,2 миллиона рублей. Горжусь, что попала в число лауреатов премии правительства Омской области для поощрения молодых ученых в 2014 году. Все это помогало и помогает мне успешно продолжать научные исследования.
Большую роль в достижении высоких результатов сыграла мой научный руководитель профессор нашего университета доктор технических наук Наталья Борисовна Гаврилова. Она глава научной школы “Биотехнология комбинированных молочных продуктов специального назначения”. Когда я начинала с ней работать, в ее школу уже входили 50 кандидатов и два доктора технических наук. Наталья Борисовна — талантливый, целеустремленный человек, она старается вырастить таких ученых, которые превзойдут учителя и окажут влияние на развитие аграрной науки страны.
— Что главное в ваших научных исследованиях?
— Как говорил Гиппократ, пища должна быть лекарством, а лекарство — пищей. При производстве продуктов теряются нативные (то есть натуральные) свойства. Наша цель — разработка научно обоснованных технологий, при которых максимально сохраняются полезные свойства. Можно ввести дополнительные компоненты, которые сохранят эти свойства и увеличат срок годности продукта без вреда для организма. Конечно, такие технологии приводят к удорожанию продукта, ведь в его себестоимость закладываются и научные разработки, затраты на новое оборудование, функциональные ингредиенты. Но именно за такими продуктами будущее.
— Легко ли внедрить в производство новую технологию?
— На данный момент у меня 13 патентов и столько же единиц нормативно-технической документации на выработку продукта. Одна из последних технологий: “Композиция для получения пасты сырной “Кедровая”. После получения патента стараюсь рекламировать свой труд в научных журналах, информационных листках — на выставках “Агро-Омск”, “Инновации года”. Моя цель — заинтересовать предприятия Омска, Омской области, Казахстана и других стран ближнего зарубежья.
Продать патент сложно. У предприятий непрерывный производственно-технологический процесс. К внедрению чего-то нового склонить их трудно. И можно понять почему: любые новшества требуют затрат не только на патент, но и на оборудование, внедрение, рекламу. Предприятия, в основном, работают по старинке, с “накатанными”, традиционными ассортиментами. Мелкие производители вообще не имеют необходимых для развития средств, к тому же у них мало сырья, объемы производства небольшие. Но все-таки есть предприятия, которые сотрудничают с учеными, — это фирма “Манрос-М” — филиал ОАО “Вимм-Билль-Данн”, ЗАО “Любинский молочно-консервный комбинат”, завод плавленых сыров ООО “Ястро”. Наши студенты, аспиранты, преподаватели проходят на них производственные стажировки, мы обмениваемся инновационными новинками, внедряем элементы запатентованных технологий. Предприятия проводят семинары, круглые столы, маркетинговые презентации для студентов, аспирантов, просто для населения нашего региона, что помогает привить массам привычку к здоровому питанию.
— Сегодня в связи с санкциями против России много говорится о необходимости импортозамещения продуктов и технологий. Что, на ваш взгляд, предпринимается в этом направлении и как вы собираетесь участвовать в решении проблемы?
— Знаю, что правительство обещает субсидировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Мы, как ученые в области здорового и правильного питания, надеемся, что такие планы будут реализовываться. Это целый раздел нашей научной работы. У нас много проектов. У сельского хозяйства страны резервы для производства продуктов есть, и наука готова им помогать на современном уровне. Если бы только сельхозпроизводитель не сопротивлялся внедрению новинок, если бы их выпуск стимулировало государство!.. Ведь затраты все равно окупятся. Не используя инновационный потенциал, производитель обрекает себя на неизбежное отставание. Требуется постоянно совершенствовать технологии, оборудование, привлекать в отрасль специалистов соответствующего уровня квалификации. Активная технологическая модернизация — важнейшее условие успеха, роста конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.
— Вы работаете в университете. Наверняка занимаетесь не только наукой.
— Конечно, кроме исследовательской, веду педагогическую и административную работу: преподаю студентам, пять лет руководила Центральной учебно-научной лабораторией аграрно-технологических исследований вуза (о чем уже упоминала), и вот третий год — заместитель декана агротехнологического факультета по учебно-методической работе. Вхожу в состав совета факультета, а также совета по профориентации и воспитательной работе. Должность заместителя декана требует собранности, ответственности, тесно связана с педагогической деятельностью. Я хорошо понимаю, что будущее науки — наша молодежь. Поиск ребят, склонных к исследовательской работе, начинаю обычно среди второкурсников. И когда вижу, что к четвертому курсу один, другой, третий из моих студентов добивается заметных результатов, моя надежда на создание серьезной научной школы (как у моего наставника Натальи Борисовны) укрепляется.
В этом учебном году мы последний раз выпускаем специалистов, дальше пойдут только бакалавры и магистры. Многие студенты хотят продолжить обу­чение в магистратуре, но при этом и зарабатывать. Как они будут учиться на дневном отделении, с какими результатами — покажет жизнь. Есть и такая тенденция: талантливые ребята не стремятся связывать свою жизнь с наукой, занимаясь которой много не заработаешь. Они идут в бизнес, в общем, туда, где платят “хорошие” деньги. Найти достойную работу в отрасли, для которой мы их готовим, молодому специалисту, даже с хорошими знаниями, сегодня непросто. Нужно расширять молочное производство, тем более что продукция его востребована. Тогда наша способная, талантливая молодежь не будет стремиться уезжать в иные края, более перспективные регионы, уходить в другие сферы деятельности.

Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено Е.Молибогой

Нет комментариев