Поиск - новости науки и техники

Дан приказ – на Запад. Высшее образование ориентируется на стандарты развитых стран.

В том, как развиваются системы высшего образования на постсоветском пространстве, есть много общего. Почти повсюду внедряются западные образовательные стандарты, происходит переход от вступительных экзаменов к централизованному тестированию, расширяется платный сектор, идет борьба с коррупцией. О том, как обстоят дела в Азербайджане, по нашей просьбе рассказывает начальник отдела высшего и среднего специального образования Министерства образования этой страны Ильхам МУСТАФАЕВ:
– Высшая школа Азербайджана сегодня все глубже интегрируется в образовательную систему передовых стран мира. Проводя реформы в этом направлении, мы стараемся использовать международный опыт, поощряем сотрудничество с зарубежными вузами. При этом наша цель – не слепое подражание другим странам, а использование того, что является для нас наиболее ценным и соответствует национальным особенностям и возможностям нашей страны.
В последние годы ситуация в высшем и среднем специальном образовании стабилизировалась. Нам удалось сохранить сеть профессиональных образовательных учреждений и приступить к ее развитию. В Азербайджане функционирует 51 вуз, в том числе 36 государственных (20 из них подведомственны Министерству образования) и 15 негосударственных.
Система высшего образования в республике еще с 1993 года перешла на двухступенчатую подготовку “бакалавриат –  магистратура”. Большинство вузов республики ведет подготовку специалистов по шестилетним программам (бакалавриат – 4 года, магистратура – 2), прием в магистратуру был начат в 1997 году. В 2010 году прием в бакалавриат составил более 20 тысяч человек, в магистратуру – более 3 тысяч. Сегодня в вузах республики (исключая вузы особого назначения) обучаются более 104 тысяч, из них в бакалавриате – около 98 тысяч, в магистратуре – более 6 тысяч студентов.
Прием в вузы осуществляется путем проведения тестовых экзаменов. При планировании набора мы стараемся учитывать потребности экономики республики, социальной сферы и рынка труда. В последние годы расширен прием по таким специальностям, как таможенное дело, налоговое право, международное право и международные экономические отношения.
Одним из самых важных шагов, сделанных нами, стало присоединение в мае 2005 года к Болонскому процессу. После этого Азербайджан стал определять приоритеты развития системы высшего образования в соответствии с процессами, происходящими в европейском образовательном пространстве. В духе Болонской декларации был подготовлен план мероприятий на 2006-2010 годы, в соответствии с которым утверждена “Структура минимальных государственных требований, предъявляемых к содержанию и уровню подготовки бакалавров”. На основе этого документа, с учетом международной практики, было разработано новое поколение государственных образовательных стандартов.
Внедрение в вузах многобалльной системы оценивания знаний студентов сопровождалось переходом на кредитную систему. Для создания соответствующей нормативно-правовой базы пришлось изучить зарубежный опыт. В итоге подготовлено и утверждено “Типовое положение об организации в вузах учебного процесса по кредитной системе”. На первом этапе кредитная система была экспериментально внедрена в 10 вузах. А в 2009/2010 учебном году она уже охватила почти все государственные вузы Азербайджана.
Однако существует ряд проблем, которые все еще мешают развитию нашего высшего образования. Так, нуждается в совершенствовании система управления вузами, по-прежнему не полностью удовлетворяет потребности рынка труда структура подготовки кадров, в том числе потому, что многие учебные заведения не наладили связи с работодателями, научно-исследовательская работа слабо интегрируется с учебным процессом. Есть также претензии к системе финансирования, недостаточно активно внедряются в учебный процесс новые педагогические технологии, не в полной мере используются интерактивные методы обучения. Кроме того, требует укрепления материально-техническая база ряда вузов, активнее нужно вести работу по созданию электронных библиотек и учебников.
Для решения перечисленных проблем по распоряжению президента страны утверждена “Государственная программа реформирования системы высшего образования Азербайджанской Республики в 2009-2013 гг.”. В программе предусмотрено проведение реформ по следующим направлениям: обновление нормативно-правовой базы в соответствии с Болонской декларацией и международной образовательной практикой; совершенствование содержания высшего образования и учебных технологий; подготовка кадров для системы высшего образования; организация в вузах научно-исследовательских работ на современном уровне; совершенствование структуры и системы управления вузами; внедрение новых механизмов экономики высшего образования; перестройка материально-технической базы вузов в соответствии с современными требованиями.
Идет и борьба с коррупцией. С 2006 года в Министерстве образования функционирует “Горячая линия”. Во всех вузах имеются штабы, которые работают в контакте с министерством в течение экзаменационной сессии, а также апелляционные комиссии. Минобразования разработало план мероприятий в рамках Национальной стратегии по борьбе с коррупцией и усилению прозрачности в сфере образования на 2007-2011 годы. Для контроля за его исполнением была создана рабочая группа с привлечением представителей неправительственных организаций. Министерство вместе с НПО проводит мониторинг экзаменов, анкетные опросы среди студентов.

Саид ГУСЕЙНОВ

Нет комментариев