По призыву в добровольцы. Второй экспериментальный экзамен для бакалавров привлек более 100 вузов.

В последней декаде апреля в России прошел новый эксперимент в сфере образования — Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), основанный на использовании интернет-технологий при оценке качества образования. В декабре была организована его пилотная апробация (см. “Сдавай, кто может”, “Поиск” №7, 2015; “Двое на одного”, “Поиск” №8, 2015). По завершении учебного года экзамен прошел уже на базовых площадках в 72 вузах страны из 42 регионов РФ от Владивостока до Калининграда. В эксперименте принял участие 4281 студент из 106 вузов.
ФИЭБ проводился по 10 направлениям подготовки бакалавриата: юриспруденция, социология, психолого-педагогическое образование, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, теплоэнергетика и теплотехника, электроэнергетика и электротехника, информатика и вычислительная техника, строительство. Задания по этим направлениям разрабатывали преподаватели ведущих российских вузов: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансового университета, Московского строительного университета, Московского энергетического института, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и др.
Спецификой эксперимента в этом году является добровольность участия вузов и их выпускников в ФИЭБ. Наиболее востребованным экзамен стал у выпускников направлений подготовки “Экономика” (1093 студента), “Юриспруденция” (750 студентов), “Менеджмент” (655 студентов). По окончании экзамена каждый студент — участник ФИЭБ получил в электронном виде “золотой”, “серебряный”, “бронзовый” именной сертификат или сертификат участника в зависимости от результатов прохождения экзамена.
По числу полученных лучших результатов по направлению “Экономика” лидируют НИУ “Высшая школа экономики”, Финансовый университет при Правительстве РФ и Сибирский федеральный университет. По направлению “Менеджмент” в тройку лидеров вошли Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ и Тверской государственный университет.
Экзаменационные сеансы проходили в вузах — базовых площадках в одно и то же время по установленному графику и были рассчитаны на 180 минут. Объективность проведения, кроме всего прочего, обеспечивалась видеотрансляцией в сети Интернет. Эксперимент был не только добровольным, но и самоокупаемым: стоимость участия в экзамене рассчитана на оплату труда разработчиков измерительных материалов и программных средств, специалистов на базовых площадках, кто осуществлял организационное и технологическое сопровождение ФИЭБ.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №2620-р “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки” на 2013-2016 годы запланирована разработка и пилотная апробация модели, организационной схемы, инструментария для проведения оценки качества подготовки бакалавров. Предполагается, что в 2017 году система оценки качества подготовки бакалавров перейдет в штатный режим.
Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, концепция которой утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р, предусмотрено создание и развитие распределенной сети центров мониторинга качества высшего образования и образовательных результатов, охватывающей всю территорию страны. Прошедший эксперимент — первый шаг по созданию такой распределенной сети центров мониторинга, что само по себе является важным условием формирования объективной системы оценки образовательных результатов, которая должна быть независимой как от органов управления образованием, так и от вузов.
Результаты эксперимента доступны в личных кабинетах студентов — участников экзамена и в обобщенном виде будут представлены всем вузам, на базе которых он проходил. По решению Ученого совета вуза результат ФИЭБ может быть засчитан выпускающей кафедрой как часть выпускного государственного экзамена, а также учтен (полностью или частично) при приеме в магистратуру вузами РФ. При трудоустройстве выпускника сертификат ФИЭБ может быть включен в его портфолио как приложение к резюме для работодателя. В этом году в вузах страны завершают обучение почти полтора миллиона выпускников: первый массовый выпуск бакалавров и последний массовый — специалистов. Полученный по результатам независимого экзамена сертификат может стать дополнительным конкурентным преимуществом бакалавра при трудоустройстве.

Галина МОТОВА

Нет комментариев