Учет пришельцев. Черная книга расскажет о растениях-мигрантах.

В Воронежской области будет опубликована Черная книга растений региона. Над ее созданием работает преподаватель кафедры рекреационной географии, страноведения и туризма Воронежского госуниверситета Дмитрий Владимиров.
— Как известно, есть Красная книга, в которую занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы, — рассказал пресс-службе ВГУ Д.Владимиров. — Но должна быть и книга, содержание которой будет отражать противоположную ситуацию в природе. В условиях глобализации обмен грузами год от года усиливается, и вместе с ними во многие регионы прибывают чужеродные для них организмы. Издания, где собирается информация о них, ученые называют Черными книгами.
Работу над такой книгой в нашем регионе ведут ученые ВГУ, Воронежского заповедника и Института географии РАН. Туда вносят далеко не все случайно попавшие в Воронежскую область виды, а только те из них, которые начинают внедряться в окружающие экосистемы, вытесняя местные виды. Такие растения могут долгое время не расселяться, однако в какой-то момент они начинают быстро захватывать новые территории.
Яркой иллюстрацией может служить клен американский, который до середины XX века произрастал на ограниченных площадях и не расселялся далее. Однако в ходе реализации так называемого “Сталинского плана преобразования природы”, когда на огромных степных и лесостепных просторах СССР была предпринята попытка воссоздать оазис Каменной степи, этот вид клена широко использовался при высадке лесополос. С тех пор он начал “убегать” оттуда и расползаться по региону. Сейчас он стал совершенно обычным в области и встречается практически повсеместно.
Как отмечает молодой ученый, внедрение заносных растений в природные сообщества может приводить к усилению их конкуренции с местными видами, а в некоторых случаях — к полному вытеснению ими последних. Так, например, происходит в случаях, когда новые места захватывает борщевик Сосновского. Кроме угрозы региональному биологическому разнообразию это растение очень опасно и для человека. В местах его массового скопления оно становится помехой для передвижения людей. Однако если его попробовать сорвать, то можно получить серьезные ожоги (фитодерматиты), которые проявляются под действием солнечных лучей спустя час-два после контакта. Если площадь ожогов на теле большая, то это может привести даже к летальному исходу.
Среди пришельцев можно выделить карантинные сорняки — “подопечных” Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. К ним относятся и виды рода амброзия. Помимо засорения посевов сельскохозяйственных культур они вызывают аллергию у многих жителей России. В период их цветения число аллергических заболеваний на близлежащих территориях возрастает на 40%.
К сожалению, остановить вторжение растений-пришельцев на территорию Воронежской области сегодня невозможно, но в силах ученых обезопасить себя и своих близких от нежелательных последствий при встрече с ними.

Петр СЕРГЕЕВ