Во все глаза. Присматривать за небесами лучше вместе.

Сегодня много говорят о том, что ученые должны сами зарабатывать деньги на жизнь и на развитие своей науки, занимаясь прикладными задачами. В этом смысле астрономия кажется самой неперспективной, самой неприкладной, самой оторванной от жизни наукой. После развала СССР многие обсерватории на территории СНГ опустели — получающие мизерные зарплаты ученые “ушли на заработки”, научные приборы морально устарели, пришли в негодность, местами даже были разворованы. А в Таджикистане боевики стреляли из автоматов в телескоп, сдали в металлолом систему его управления, а зеркало скололи ломом, когда искали цветные металлы.
Ситуация казалась безысходной, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — полувековая человеческая деятельность в космосе привела к его захламлению космическим мусором. А в 2009 году даже был случай столкновения двух спутников — российского “Космоса-2251” и американского “Иридиума-33”, в результате которого количество опасных для космических аппаратов осколков увеличилось по крайней мере на 600 фрагментов. Их становится все больше, и это угрожает космическим полетам. Вопрос обсуждался даже в ООН. Уже сейчас Международной космической станции несколько раз в году приходится маневрировать, чтобы не получить пробоину. При этом существующие системы мониторинга пока еще не в состоянии отслеживать весь космический мусор.
Для того чтобы взять объекты на орбите под контроль и предсказывать опасность сближения с ними, Правительство РФ выделило целевые средства и Роскосмос приступил к созданию автоматизированной системы предупреждения об опасной ситуации в околоземном космическом пространстве. В этом деле ему взялись помочь энтузиасты отечественной астрономии, объединенные в рамках российского проекта ISON (International Scientific Оptical Network).
Основатель и координатор проекта старший научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН Игорь Молотов  (на верхнем снимке) еще 10 лет назад понял, что при относительно небольших затратах можно восстановить и модернизировать радио- и оптические телескопы, имеющиеся в странах СНГ. По его мнению, большинство начальников и чиновников от науки заняты своими проблемами, им не до забот рядовых ученых. В результате нет современных научных приборов, не на что ездить в командировки, уровень зарплаты по-прежнему таков, что приходится искать приработок на стороне. Неудивительно, что, несмотря на значительное количество радио- и оптических телескопов, российская наблюдательная астрономия находится не на высоте — любительские обсерватории зачастую экипированы значительно лучше профессиональных и пытаются решать задачи, которыми по идее должны заниматься ученые.
Но Молотов решил не сдаваться и стал объединять фанатов своего дела, привлекая организации, заинтересованные в этом вопросе. С помощью грантов ИНТАС и Минобрнауки РФ, а также благодаря контактам с ЗАО НПП “Проект-техника” ему удалось шаг за шагом создать сеть из 23 обсерваторий в 10 странах.
После получения гранта Роскосмоса этот процесс пошел быстрее и появились средства для восстановления и модернизации телескопов большого диаметра. Поэтому 11-й страной, охваченной Молотовым и его коллегами, стала Армения со своей знаменитой Бюраканской астрофизической обсерваторией им. Виктора Амбарцумяна (БАО), где находятся два уникальных телескопа — с объективами диаметром
1 метр системы Шмидта и 2,6 метра. С целью проведения технико-экспертной оценки этих телескопов, а также для выяснения вопроса, какое современное оборудование требуется для их модернизации, в Армению недавно приезжала делегация, состоящая из представителей Роскосмоса, ЗАО НПП “Проект-техника” и Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, которая является головной организацией Академии наук по проблеме космического мусора.
Как отметил директор БАО Айк Арутюнян, многие астрономы считали метровый телескоп в Армении по продуктивности лучшим в XX веке. С его помощью было открыто много новых объектов: галактик, туманностей, сверхновых звезд, изучение которых продолжается и сегодня. В своем классе, по мнению Арутюняна, он входит в пятерку лучших телескопов мира, а 2,6-метровый — в числе 40 лучших.
Координатор проекта ISON Игорь Молотов разъяснил, что уникальность этих телескопов заключается в широте их поля зрения. Вообще-то чем больше диаметр, тем этот показатель меньше. Телескопов же диаметра 2,6 метра в СНГ всего два. Второй находится в Крыму и имеет поле зрения всего в 12 минут. Между тем его бюраканский собрат уже в следующем году, после модификации, будет иметь “огромное” поле зрения — больше 1 градуса, что позволит проводить глубокие обзоры и находить мельчайший космический мусор.
Кроме того, поскольку продуктивность телескопа увеличится в несколько раз, эффективнее станет поиск новых астероидов, которые также опасны для космических аппаратов. Повысится и уровень плановых научных работ армянских ученых. Этому будет способствовать российская инновация — ЗАО НПП “Проект-техника” изготовит специальные оптические системы, которые увеличат поле зрения этих телескопов. Причем, по свидетельству Молотова, даже в России нет еще таких систем: первые будут поставлены в Армению.
Совмещение потенциала БАО с российскими инновационными наработками в области оптики позволит получить такой телескоп, подобного которому в мире нет. В США только-только собираются строить телескоп диаметром 3,5 метра с большим полем зрения. Он появится лишь через несколько лет, в то время как модернизацию армяно-российского планируется завершить в следующем году. А до этого, уже в конце нынешнего года, в Бюракане будут установлены три малых телескопа, которые начнут в автоматическом режиме отслеживать космический мусор более крупных размеров на близких орбитах.
В переговорах участвовал руководитель представительства Россотрудничества в РА Виктор Кривопусков, который курирует работу в области научных и культурных связей между Россией и Арменией. Виктор Владимирович сообщил, что планируется восстановить традицию советского времени, когда студенты Санкт-Петербургского госуниверситета проходили практику в БАО. Он выразил надежду, что к питерцам присоединятся студенты МГУ им. М.В.Ломоносова и других заинтересованных вузов. А на базе физфака Ереванского госуниверситета начнется подготовка новых кадров. Причем отбор будет производиться с учетом хорошего знания русского языка. Уже в августе этого года Россотрудничество планирует организовать в Бюракане встречу научной молодежи стран СНГ, в основном астрофизиков.
Директор обсерватории Айк Арутюнян также поделился своими надеждами: после модернизации БАО откроются новые хорошо оплачиваемые рабочие места, так как международная программа мониторинга космического мусора будет выполняться в рамках ООН. Кроме того, армянские физики, обслуживающие сегодня телескопы на любительском уровне, будут посланы в Россию для специализации по вопросам электроники и программирования. Такая договоренность уже имеется.
Как сообщил начальник отдела Роскосмоса Николай Ермолович, комплексная программа, которая предусматривает размещение телескопов, будет продолжена в Венесуэле и Мексике. По словам Игоря Молотова, установки должны быть распределены равномерно и быть в разных полушариях Земли. Причем, чтобы не зависеть от погодных условий и чтобы мониторинг был квазинепрерывным, в одном и том же регионе должно быть как минимум две обсерватории.
На сегодняшний день эта программа охватывает 11 стран, в частности Италию, Швейцарию, Узбекистан, Таджикистан, Боливию, где была восстановлена обсерватория, построенная с помощью СССР. В деле и Европейское космическое агентство с его обсерваторией на Тенерифе. Сейчас создается обсерватория в Монголии. К сожалению, из-за плохих отношений Грузии с Россией из проекта выпала Абастуманская обсерватория.

Григор ЭМИН-ТЕРЬЯН