Поиск - новости науки и техники

Расписание на завтра. Стать курчатовцем можно уже в детском саду.

Многопрофильная и многоуровневая
Школа эта необычная: она имеет не номер, а название – “Курчатовская”, в ней работают… 595 сотрудников, учатся 2434 школьника, а дошкольные отделения посещают 1204 ребенка. Новая многопрофильная многоуровневая образовательная организация “Курчатовская школа” была окончательно сформирована этой весной. В ее составе 19 структурных подразделений, расположившихся в 22 зданиях в районах Щукино и Хорошево-Мневники. Среди них три общеобразовательных учреждения, физико-математическое подразделение, 11 дошкольных учреждений, Центр дополнительного образования. В состав Курчатовской школы в качестве структурного подразделения вошла, в том числе, школа №1189, открытая в 1993 году при непосредственном участии Курчатовского института.
В большой Курчатовской школе созданы медико-биологические классы в рамках проекта с Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова, классы по юридической психологии, работа с которыми ведется вместе с Московским городским педагогическим университетом, физико-математическое подразделение. Создана также Лаборатория конвергентного образования, оснащенная всем необходимым: электронными досками и новейшим лабораторным оборудованием. Недавно корреспондент “Поиска” в ней побывал. На ее стене крупными буквами написано изречение Рене Декарта: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”. Сразу стало ясно, о чем пойдет разговор с директором школы Ириной ­Сивцовой и заместителем директора НИЦ “Курчатовский институт” по научной работе профессором Павлом ­Кашкаровым.
Единая наука
– Наша Курчатовская школа включает почти два десятка образовательных учреждений, в том числе дошкольные и мультипрофильные школы, – начинает разговор Ирина Валентиновна. – Причем слияние районных школ в одну большую структуру изначально опиралось на идею конвергенции наук. Школа №1189, дававшая хорошее физико-математическое образование, объединилась с другими – химико-биологического и социально-гуманитарного профилей. В итоге такого слияния районных школ в одну получился очень хороший междисциплинарный проект. Под него и была создана Лаборатория конвергентного образования.
– В лаборатории уже были занятия?
– Мы провели в ней защиту первых 17 междисциплинарных проектов наших учеников-старшеклассников. Лаборатория разделена на две зоны: одна – лабораторная, а другая – лекционная, для теоретических занятий.
– Ирина Валентиновна, а как для такой непростой работы готовят педагогов?
– Школьные учителя в преподавании своих дисциплин – физики, химии, биологии – в основном консервативны. Но сейчас становится очевидным, что такой подход устарел. Понятие “конвергенция” в науке и образовании в школах еще несколько лет назад никто не воспринимал, а сейчас оно проникло в педагогическую среду – во многом благодаря лекциям, которые прочитал для учительской аудитории директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Валентинович Ковальчук. Школы Москвы, которые вошли в Курчатовский проект (Павел Константинович расскажет о нем подробнее), постоянно находятся во взаимодействии, обмениваются опытом. В частности, регулярно участвуют в вебинарах.
Наша задача также состоит в том, чтобы педагоги больше работали со школьниками в лабораториях. Нельзя выучить практика, если он не потрогает руками то, с чем будет иметь дело дальше. Возникновение конвергентной лаборатории – существенный шаг, прорыв в будущее, за которое мы боремся.
– С какого возраста начинается отбор в профильные классы?
– Закон об образовании запрещает в начальной школе любые отборы. Ведь нужно время, чтобы понять, что интересно ребенку. Объединение в образовательный комплекс позволяет нам брать ребятишек от полутора лет. И мы уже на ранних этапах видим, какая траектория развития им нужна. Ранние пробы, раннее профилирование начинаем с 5 класса. Это так называемый естественно-научный класс, ученики которого впоследствии, в процессе получения знаний, могут выбрать себе путь в какую угодно профессию. Образовательный проект “Курчатовская школа” обеспечивает учащимся плавный переход от средней школы к высшей. Кстати, в этом году у нас было 206 выпускников.
Мы представляем собой пример школы, в которой есть место каждому. У нас есть дети, у которых особые образовательные потребности, дети, у которых различные проблемы медицинского характера. Мы – универсальное учреждение. И Лаборатория конвергентного образования универсальна. Уверена, что сюда будут приходить даже самые маленькие. Ведь дошколята очень любознательные. Будем прививать им интерес к науке.
Недавно десятиклассники работали у нас над проектами, которые имели существенную междисциплинарную составляющую. Речь шла об изучении влияния последствий американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на развитие наследственных болезней. Здесь сошлись воедино медицина и биология, политология и история, вопросы нравственности… Такой проект может вылиться впоследствии в серьезное междисциплинарное исследование.
– Какие ближайшие планы у  Курчатовской школы?
– Сейчас организуем еще одну лабораторию – закупаем медицинское оборудование. В одном из актовых залов нашего структурного подразделения формируем лабораторию на 150 посадочных мест. Также планируем создание собственного медиа-центра. Будет у нас и собственная телестудия.
– В школе есть специальная научная библиотека?
– Серьезная научная библиотека, конечно, нужна. Думаю, ее создание – наш будущий совместный проект с НИЦ “Курчатовский институт”.
Сегодня бюджет школы составляет 650 млн рублей в год. Отсюда и большие возможности, и огромная ответственность. Нужны и силы, и кадры. Очень важно, что наш образовательный процесс во многом базируется на методиках проекта Курчатовского центра непрерывного естественно-научного образования, идея которого принадлежит директору НИЦ Михаилу Валентиновичу Ковальчуку. Благодаря этому новому подходу возможности для разностороннего, интересного образования значительно расширились.
Под крылом института
– Павел Константинович, сегодня среди партнеров Курчатовской школы – НИЦ “КИ” и факультет нано-, био-, информационных, когнитивных наук и технологий Московского физико-технического института. Эти контакты налажены в рамках образовательного проекта НИЦ “Курчатовский институт”?
– Да. Курчатовский институт в 2010 году предложил этот проект Департаменту образования Москвы, – включается в разговор Павел Кашкаров. – Тогда, обсуждая с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным проблемы образования в городе, мы договорились, что реализуем пилотный проект, который назвали “Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования”.
Поначалу для реализации этой идеи была выбрана школа №2030, с которой мы уже давно взаимодействовали.  Нашей задачей было поднять естественно-научный блок на более высокий уровень. В этой школе серьезным оборудованием были оснащены физический, химический и биологический кабинеты, создана нанотехнологическая лаборатория. Планируется открыть и лабораторию робототехники. Департамент образования Москвы нашу инициативу воспринял очень хорошо, и в итоге в рамках проекта, предложенного Курчатовским институтом, современным научным оборудованием были оснащены 37 школ столицы!
– И новая Курчатовская школа оказалась среди них?
– Да, по сути с помощью школы №1189. Она была включена в число получивших оборудование по Курчатовскому проекту, однако ввиду недостатка помещений разместить его полностью не удалось. И только с созданием междисциплинарной лаборатории в новой Курчатовской школе полученное учебное оборудование будет использоваться в полной мере.
Отмечу, что именно небольшое число учащихся в школе №1189 стало одной из причин ее объединения в более крупное образовательное учреждение. С 1995 по 2014 год ее целевой физмат-класс выпустил всего 450 учеников, из которых на наш факультет МФТИ поступило менее двухсот. Мы всегда ставили цель получить лучших абитуриентов в те вузы, из которых Курчатовский институт черпает специалистов. И потребность в них со временем все больше возрастала. А создание в Курчатовском институте Центра нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий потребовало притока специально подготовленной молодежи – с междисциплинарным образованием.
Михаил Валентинович Ковальчук поставил перед нами задачу создать такую систему подготовки. И сам принял в этом непосредственнее участие. В МФТИ был открыт факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Были разработаны системы курсов, практикумов. Нам были нужны специалисты, владеющие междисциплинарным знанием. Отсюда и возникла идея о необходимости большего охвата ребят школьного возраста.
В образовательном центре, который представляет Ирина Валентиновна, мы имеем возможность отбирать тех, кто хочет учиться по нашим профильным направлениям. Получилась структура, которая соответствует задачам Курчатовского института в области подготовки междисциплинарно образованных специалистов.
– Насколько я знаю, у института налажены тесные контакты не только с МФТИ, но и с другими вузами…
– Конечно. У Курчатовского института вообще мощная образовательная база. Замечу, кстати, не будучи университетом, мы имеем образовательную лицензию – на аспирантуру. Работаем с МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИРЭА… В целом Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” имеет 27 базовых кафедр, которыми руководят наши сотрудники. Так что кадровая подпитка у нас очень достойная. В наших лабораториях одновременно проводят исследования около 500 студентов и 250-300 аспирантов. Все гости нашего института поражаются, когда видят в лабораториях столько молодых людей. Могу смело утверждать, что сегодня Курчатовский институт – лучшая в стране организация для научной карьеры.
Я думаю, что при таком большом количестве выпускников из новой Курчатовской школы мы сможем заметно повысить число абитуриентов, поступающих в вузы, на которые мы опираемся. Одна из наших задач – ориентировать молодежь на получение естественно-научного образования, которое сегодня становится очень востребованным, переплетается с социогуманитарной средой. Такие молодые специалисты – основа новой российской науки.

На фото: Ирина ­Сивцова, Павел Кашкаров

Беседу вел Андрей СУББОТИН
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2