Назло морозам. Ученые вскроют резервы сурового края.

На прошедшем в Якутске совместном заседании Президиума Российской академии наук и руководства Республики Саха (Якутия) одобрена Программа научных исследований региона — в первую очередь силами комплексной экспедиции с участием РАН.
Первая экспедиция Академии наук в Якутию состоялась почти 100 лет назад — работы велись с 1925 по 1930 год, их результаты, собранные в огромный том, стали основой для превращения дикого края в территорию алмазо-, угле- и золотодобычи, для создания новых отраслей и строительства новых городов. Но спустя многие десятилетия проблемы региона остаются нерешенными, к тому же к ним добавились новые.
Климат по-прежнему экстремально холодный: отметки в минус 70 регистрируются не только на Полюсе холода (этот титул делят Верхоянск и Оймякон). Однако за последние 60 лет среднегодовые температуры выросли, что уже сегодня влияет на состояние мерзлоты, льдов и экосистем, на выбросы парниковых газов. Кроме того, Якутия показала себя регионом повышенной сейсмичности, которая пока мало изучена. На отдельных территориях накопились следы антропогенного воздействия — отвалы, груды старых бочек и металлолома.
За почти столетие не преодолена и труднодоступность края: 85% территории региона не имеют круглогодичного транспортного сообщения, 65% перевозок приходятся на авиацию. Налицо серьезный разрыв между богатством сырьевой базы и неразвитостью социальной сферы. В Якутии невысок уровень жизни (среднемесячный заработок в январе-феврале 2015 года — 27,5 тысячи рублей, тогда как, например, на Сахалине и на Чукотке — свыше 40 тысяч), безработица — выше среднероссийской (7,7% против 5,2%).
Экономика республики динамично развивается (дополнительными стимулами стали нефтепровод “Восточная Сибирь — Тихий океан” и газопровод “Сила Сибири”), но никак не может избавиться от традиционных изъянов: очаговости, расточительной энергоемкости, износа основных фондов, нехватки местных кадров. Вместе с тем федеральное руководство возлагает на Якутию новые надежды в связи с “арктическим вектором” развития России, результатом чего стало поручение президента повторить массированное обследование Республики Саха силами комплексной экспедиции, данное в августе 2014 года.
Выездное заседание Президиума РАН в Якутске открылось семью тематическими круглыми столами. Интегрирующим можно назвать один из них — с громоздким, зато почти всеобъемлющим названием “Определение стратегических направлений экономической политики для совершенствования методов регулирования территории Якутии: оценка ресурсного и производственного потенциала региона, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, коренное улучшение демографической ситуации”.
Якутия — классический сырьевой регион. “Ближайшие 35-40 лет стержнем развития экономики республики будет нефтегазовый комплекс, который сегодня набирает полную мощь”, — сказал научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН академик Алексей Конторович. “Набор полной мощи” обеспечивают, с одной стороны, нефтепровод “Восточная Сибирь — Тихий океан” (ВСТО) и начало строительства газопровода “Сила Сибири”, с другой — освоение углеводородных месторождений. Речь идет о Лено-Вилюйской нефтегазоносной области и Западно-Ленском районе, где, по словам А.Конторовича, залегает самая древняя в мире нефть.
Согласно прогнозу ученого, в 20-30-х годах XXI века Республика Саха будет поставлять на российский и мировой рынки 13-16 миллионов тонн нефти ежегодно (это приблизительно равно ресурсу Уренгойского месторождения). Суммарные резервы газа в Якутии А.Конторович оценил в 14 триллионов кубометров (для сравнения — ресурсная база Западной Сибири позволяет ежегодно добывать 250-300 миллионов тонн нефти).
Правда, объем добычи газа будет зависеть от спроса на него, в том числе и за рубежом. Конечно, запуск газопровода “Сила Сибири” (на строительство которого “Газпром” в 2015 году намерен направить около 42 миллиардов рублей!) позволит в перспективе обеспечить голубым топливом Ленск, Олёкминск, Алдан, Нерюнгри и другие поселения. Однако корпорация должна подвести трубопроводы только до их границ, а внутренние коммуникации — обязанность муниципалитетов, у которых может не быть на это средств. Поэтому нужно делать все, чтобы максимум доходов от нефтегазового комплекса республики оставался на ее территории.
Якутские недра содержат и алмазы, и уголь, и редкоземельные металлы. Увы, разведать и добыть их — еще не значит обогатить республику и ее жителей. Кандидат экономических наук Владимир Григорьев из Отдела региональной экономики и социальных исследований ЯНЦ СО РАН доказал с цифрами в руках: добывая в России 36,9 миллиона карат алмазов в год, группа компаний “АЛРОСА” является мировым лидером, обгоняя международного гиганта De Beers. Но “АЛРОСА” отстает по сбыту: маркетинг — слабое место российских компаний. Как и переработка: основную добавленную стоимость алмазу придает огранка, которая преимущественно производится в Нидерландах, Израиле и других странах.
Есть проблемы и со сбытом твердых полезных ископаемых. Взять, к примеру, тот же Томтор. По мнению директора Института геологии и минералогии СО РАН академика Николая Похиленко, “…это месторождение может обеспечить лет на 300 все новые индустрии редкими и редкоземельными металлами”. Но здесь важно успеть, пока Китай еще окончательно не монополизировал рынок редкоземельных металлов. Словом, богатейшие ресурсы — еще не гарантия роста и благополучия. Это потенциал, на реализацию которого влияют конъюнктура мировых рынков, экономическая политика государства, качество технологий и человеческий фактор.
А человеческий фактор в самом холодном регионе страны требует особого внимания. В рамках проекта “Человек в Арктике” социологи обследовали население Усть-Янского района на побережье Северного Ледовитого океана, откуда до Якутска по прямой тысяча километров, а по дороге — вдвое дальше. Кандидат экономических наук Альбина Трубина рассказала о результатах опроса жителей села Казачье, где проживают 1570 человек, из них трудоспособных — 740.
Несмотря на название, напоминающее о землепроходцах, русских среди опрошенных (выборка была репрезентативной) оказалось лишь 3%. Якуты (саха) составляют 80% жителей Казачьего, представители коренных малых народов Севера (юкагиры, долганы) — 13%. Ровно половина указала средний заработок ниже 12 тысяч рублей, еще 30% — от 12 до 25. Среди 154 респондентов здоровыми себя назвали всего 2%. Остальные жалуются на проблемы с пищеварением (38%), дыханием (26%) и прочие недуги. В трудоспособном возрасте только половина, остальные — дети и старики. “Арктика стареет и продолжает терять население”, — резюмировала Альбина Трубина.
И здесь могут помочь ученые. Заместитель председателя СО РАН по медицинским наукам академик Любомир Афтанас отметил: “Якутия была базой для того опыта, который получен в области арктической медицины в ХХ веке. Сегодня Россия входит в пятерку стран — учредителей Международной ассоциации приполярной медицины. Это очень авторитетная организация, которая позволяет заниматься не только совместными исследованиями, но и подготовкой кадров”.
Академик Афтанас связывает проблему трудовой миграции с самыми современными методами медицинского скрининга: “Мы на генетическом уровне способны определить, кому можно ехать на Север, кому — нежелательно”. Любомир Иванович также выделил для Арктики проблему специализированного питания, которое, по его мнению, “обеспечивает 40% здоровья”. С его словами перекликался призыв другого зампреда СО РАН академика Александра Донченко: “Оглядываться на традиционные рационы коренных народов, больше кормиться за счет природы”.
Участники круглого стола, посвященного стратегическим направлениям экономической политики, предложили внести в Программу комплексных научных исследований в Якутии четыре проекта: по комплексному изучению пространственной организации экономики и социума; по обоснованию государственной политики обеспечения комфортным жильем; по совершенствованию системы расселения и по развитию экономической зоны федеральной трассы “Вилюй”.
Весь список включенных в программу научных задач занимает почти пять страниц мелким шрифтом, начиная с проблем безопасности (прогнозирование природных и техногенных катастроф) и заканчивая гуманитарными вопросами. На совместном заседании членов РАН и руководства Республики Саха (Якутия) программа была одобрена. Исследования будут вестись прежде всего силами комплексной экспедиции с участием Российской академии наук. Для реализации программы предусмотрено создать Координационный совет из представителей руководства РС (Я), РАН и СО РАН, ФАНО, других федеральных ведомств и министерств, а также крупнейших компаний и корпораций — совет, который, по словам академика Александра Асеева, “…был бы и органом лоббистского характера”. “Нам нужен новый уровень интеграции между научно-образовательными комплексами и выход на реальный сектор экономики”, — объяснил председатель Сибирского отделения.

По материалам Центра
общественных связей СО РАН

Нет комментариев