Мотивы в перспективе. Что движет молодыми инженерами?

В середине июля в Челябинской области прошел пятый ежегодный Международный молодежный промышленный форум “Инженеры будущего 2015”, направленный на повышение престижа профессии инженера, роли молодых специалистов в развитии промышленности, а также на использование научного потенциала для вовлечения их в процессы инновационного развития машиностроительного комплекса и обеспечение последнего квалифицированными кадрами. Мероприятие было организовано при поддержке Лиги содействия оборонным предприятиям и госкорпорации “Ростех”. В работе форума приняли участие представители более 20 иностранных государств, студенты и преподаватели зарубежных вузов, инженеры и специалисты высокотехнологичных европейских и азиатских предприятий машиностроительной отрасли.
В рамках деловой части встречи участники ежедневно прорабатывали широкий спектр вопросов, связанных с развитием отечественного машиностроения. Во время круглых столов они встречались с российскими и зарубежными спикерами, представителями ведущих зарубежных компаний. Основное внимание уделялось обсуждению нюансов управления производством, качеством изделий, а также обмену опытом. Одним из самых многочисленных по составу участников стал круглый стол на тему “Инженерные компетенции в автомобилестроении — настоящее и будущее”, организованный Объединением автопроизводителей России, членами которого являются “АВТОВАЗ”, “КАМАЗ”, “Группа ГАЗ”, “ЗИЛ” и другие автогиганты. Особое внимание было уделено проблеме профессиональных стандартов и кадрового обеспечения предприятий отрасли автомобилестроения. Участники дискуссии отметили боевой настрой молодых инженеров. Заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России, ответственный секретарь Комитета по автомобильной промышленности Союза машиностроителей России (ОООР “СоюзМаш России”) Алексей Сереженкин заявил, что молодежь прекрасно понимает всю значимость подготовки высокопрофессиональных специалистов, которые будут способны внедрять инновационные разработки, особенно в нынешней непростой экономической ситуации.
— Наша общая с ними задача — думать о перспективах автомобилестроения, новых разработках и кадровом обеспечении производства, — сказал он. — Образование, производство, новаторство — вот “три кита”, на которых стоит будущее этой отрасли. Мы все надеемся, что экономическая ситуация в стране стабилизируется, а автомобильному рынку окажут поддержку. С уверенностью могу сказать, что наши молодые специалисты настроены на серьезную работу и к поиску решений подходят на профессиональном уровне.
Отдельно на форуме обсудили программу кадровой подготовки для высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК. Заместитель председателя коллегии ВПК РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Олег Бочкарев, принявший участие в панельной дискуссии, выделил в этой программе три блока: первый касается обучения будущего инженера для “оборонки”, уровень образования которого впоследствии напрямую влияет на качество производимой техники, а значит, и на уровень обороноспособности страны. Следующий важный этап — трудоустройство и закрепление на производстве. “Молодые специалисты должны чувствовать свою востребованность, быть причастными к реализации крупных проектов, и это им должны гарантировать их наставники, — отметил он. — Не менее важны материальная мотивация, позволяющая выстраивать и реализовывать жизненные планы, и обеспеченность жильем”.
В дискуссии принял участие и председатель Научно-технического совета госкорпорации “Ростех” Юрий Коптев, напомнивший об указе Президента России, где определены рубежи, на которые должны выйти российские Вооруженные Силы с точки зрения наличия в войсках современных и конкурентоспособных вооружений: 15% к 1 января 2016 года и 70% к 1 января 2021 года.
— Это, естественно, определило роль и место ОПК, который в значительной степени воспрянул и сегодня развивается с темпом 12-14%. Не исключаем, что сейчас будет спад в связи с состоянием экономики, но положительная динамика все равно присутствует. Несмотря ни на что, создаются совершенно новый облик предприятий, иная схема управления производствами, появляется инновационное оборудование, а значит, выдвигаются новые требования к этой области знания, — подчеркнул Ю.Коптев.
По мнению эксперта, “пора юристов и экономистов” закончилась. Об этом свидетельствует активный набор студентов в вузы на технические специальности в последние три года.
— На отдельные специальности, например на факультет робототехники в МГТУ им. Н.Э.Баумана, конкурс уже доходит до 6 человек на место, — заметил Ю.Коптев. — Одновременно с этим на самих предприятиях есть совершенно четкое понимание того, что, не решив проблему закрепления людей на производстве, мы их не удержим. Поэтому сегодня на целом ряде предприятий работники обеспечиваются жильем через приемлемые условия ипотеки, вводится система целевой подготовки, когда после бакалавриата обучение на магистра происходит по договору с вузом: специалист зачисляется в штат предприятия и обучается на средства этого предприятия…
Форум стал универсальной площадкой для налаживания контактов не только между российскими специалистами, но и их зарубежными коллегами. Один из первых круглых столов здесь провел инженер из Швейцарии Бернард Каспард, представлявший группу компаний Mikron — ведущего поставщика многопозиционных обрабатывающих систем для массового и серийного производства прецизионных деталей.
— Глубоко впечатлен тем, что происходит на форуме. Восхищен прекрасной атмосферой летнего образовательного лагеря, искренним интересом участников ко всему происходящему и особенно тем, что организаторам удалось объединить на одной площадке молодых инженеров из разных стран, — подчеркнул Каспард, выразив сожаление, что подобные масштабные мероприятия не проводятся на его родине. — Считаю, что для молодых инженеров самое главное — участие в реализации технически сложных, прорывных проектов. Ведь выполнять простые задачи, проектировать нечто малоинтересное — такой подход вовсе не мотивирует начинающих машиностроителей к продолжению деятельности в этой сфере. Поэтому я хотел бы пожелать начинающим российским инженерам стремиться к фантастическим горизонтам, принимать вызовы, блестяще справляться с самыми сложными задачами, создавать инновации и развивать инженерную мысль.
Еще один спикер форума, президент латвийской Ассоциации предпринимателей машиностроения и металлообработки (MASOC) Вилнис Рантис заявил, что участие в этой встрече стало для него настоящим подарком:
— Столько высококвалифицированных коллег я не встречал ни на одной площадке за последние 10 лет. Здесь буквально сконцентрированы лучшие инженерные знания, и это дает возможность представителям профессии обогатить друг друга. Я очень рад тому, что нахожусь здесь, для меня было полезно и приятно общаться с молодыми российскими инженерами, видеть, с каким азартом они относятся к занятиям. На мой взгляд, современным инженерам не хватает знаний в области бизнес-экономики, умения защитить и обосновать свой проект, рассчитать его окупаемость, поэтому очень важно, что в ходе нынешней встречи в Челябинской области этому аспекту уделяется пристальное внимание…
Пожалуй, одними из самых экзотических участников форума стали гости из Гватемалы, проделавшие до Миасса долгий путь. Профессор Гватемальского университета Мийра Сайдет Арреаза назвала двухдневный (с четырьмя пересадками) путь на форум “уникальным опытом по преодолению 12 тысяч километров, которые разделяют российских и гватемальских инженеров”. Преподаватели и трое лучших студентов Гватемальского университета Сан-Карлос в течение шести дней активно участвовали во всех мероприятиях форума. По словам членов делегации, престиж инженерных профессий в их стране достаточно высок: “В Гватемале существует целый ряд инженерных направлений — машиностроение, энергообеспечение, электронные элементы, ИT-инженерия и различные виды на стыке этих направлений. Инженерия в Гватемале имеет важное значение, представители нашей профессии активно задействованы во всех сферах жизни страны, даже в органах власти. Инженеры действительно помогают развивать нашу страну, и опыт, который мы получили здесь, в России, будет очень полезен. Например, побывав на экскурсии в Южно-Уральском государственном университете, мы обнаружили много новых направлений, в частности в области организации образовательного процесса, которые мы постараемся внедрить в нашем родном университете…”
Активное участие в летнем образовательном лагере приняли представители Тафильского технического университета (Иордания), которые не только обменивались с коллегами научными достижениями, но и работали над установлением образовательных связей между Иорданией и Россией, программами по созданию совместных научно-исследовательских проектов, обмену студентами и сотрудниками университетов. В частности, во время форума гости из Иордании подписали два меморандума о сотрудничестве: с ЮУрГУ и с Уральским федеральным университетом, что положило начало взаимовыгодному сотрудничеству между Союзом машиностроителей России, российскими и иорданскими вузами.
Руководитель факультета машиностроения и мехатроники израильского университета Ariel, профессор Идит Аврахами на форуме делилась с коллегами опытом в области создания биомедицинских устройств, проведения исследований и использования экспериментальных моделей. Она поведала о сотрудничестве с производственными и лечебными центрами и планах университета по дальнейшей работе в сфере биомедицинского инжиниринга. С нею вместе в Челябинскую область прибыли пятеро студентов Ариэльского университета. По их признанию, посещение форума “Инженеры будущего 2015” стало для гостей с Ближнего Востока важным событием, а полученный в России опыт очень пригодится на родине…
Схожие эмоции испытал и другой гость форума, инженер Пабло Кастро, представлявший на форуме испанскую компанию Talgo, специализирующуюся на разработке и производстве железнодорожных подвижных составов и оборудования для техобслуживания.
— У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи: отличная организация, позитивное общение с молодыми российскими инженерами, которые мотивированы на профессиональное развитие, обладают огромным желанием учиться, а также критическим и аналитическим мышлением, — сказал он. — К сожалению, в Испании такие форумы не проводятся, и нам этого очень не хватает для развития потенциала молодых специалистов.
Как рассказал корреспонденту “Поиска” первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент ОООР
“СоюзМаш России” Владимир Гутенев, на этот раз организаторы форума попытались внести в его ход некоторые изменения:
— Мы каждый год немного экспериментируем с форматом, но эксперимент затрагивает не более чем 10-15% от того, что наработано за предыдущее время. И я должен признать, что наряду с положительными результатами от таких перемен иногда возникает и желание вернуться к старым формам. Так, впервые в этом году программу форума мы постарались сделать чуть более сжатой, плотной, сократив его на несколько дней. И получили однозначный отклик, в том числе общаясь с командами, что этого времени недостаточно для того, чтобы те отношения, которые сформировались на мероприятии, не просто закрепились, но и вылились в конкретные проекты. Поэтому в следующий раз, скорее всего, срок пребывания молодых инженеров на нашем форуме будет продлен до полутора-двух недель. Также мы склонны расширить программу знакомства с предприятиями, экскурсионную программу, более тесно взаимодействовать с вузами.
Среди позитивных трендов прошедшего форума Владимир Гутенев назвал заметное переформатирование интересов российской молодежи:
— Начинающие специалисты уже не задают вопросы о росте зарплаты или о том, когда получат авансом квартиру. Они интересуются, когда будет возможность получить, в том числе и при поддержке государства, необходимые предприятиям компетенции, например, за рубежом, связывая увеличение производительности труда с ростом собственного благосостояния. Вот это — очень правильный подход! Они более объемно видят взаимодействие экономических и политических механизмов в нашей стране, готовы занимать более активную позицию, не хотят быть просто технократической элитой, а хотят формировать собственное будущее, все это привело к тому, что теперь смысл мероприятия полностью соответствует его названию — “Инженеры будущего”.
По словам Владимира Гутенева, следующая встреча молодых специалистов, вероятнее всего, пройдет в Республике Татарстан.
— На сегодня к нам поступили предложения уже от пяти российских территорий, — сказал он. — С учетом интересной площадки и традиционно теплого приема как приоритетное направление мы рассматриваем Казань. Руководство города выразило пожелание принять наш форум во время недавнего открытия Иннополиса, где мы проводили крупное совещание ИТ-компаний. Они заинтересованы в этом, поскольку проведение на своей территории подобных форумов — не только привлечение внимания к достижениям региона, но и возможность формирования выгодных бизнес-отношений с представителями тех зарубежных компаний, структур, которые в качестве спикеров приезжают на встречу, что в итоге благотворно влияет на развитие экономической ситуации в регионе в целом.

Анна ШАТАЛОВА
Фото с сайта www.google.com

Нет комментариев