Зеленая жемчужина. Купив три века назад “Аптекарский огород” за 11 тысяч рублей, Московский университет сделал его бесценным.

Пять минут от станции метро “Проспект Мира” — и на фасаде одного из зданий вывеска “Аптекарский огород”. Дверь отделяет ревущую машинами улицу, людской нескончаемый поток от царства зеленых тенистых аллей, обилия цветов и птичьих голосов. Журчит вода, в водоемах плавают императорские рыбы, неспешно ходят по тропинкам, отдыхают на лавочках люди — молодые и старые, с детьми и без. И далеко не каждый из них знает, что сад этот заложен в 1706 году Петром I для сугубо практических целей — выращивания лекарственных растений.
Аптекарских огородов в Москве три века назад было несколько, но сохранился лишь этот, в самом центре нынешней столицы. Вероятно, потому, что в 1805 году министр народного просвещения Петр Завадовский обратился к императору Александру I с прошением о выдаче казенных денег Императорскому Московскому университету для сохранения “множества лекарственных растений и ботанических редкостей”. “Быть по сему”, — написал царь и велел выдать университету 11 тысяч рублей для приобретения Аптекарского огорода.
За три столетия сад-огород пережил много трудных дней: пожары 1812 года, разруху после революции 1917-го, Великую Оте­чественную войну. Но дожила до нашего времени сибирская лиственница, которую посадил сам Петр I. Правда, почти век назад в дерево ударила молния и сильно повредила крону. Сохранились отдельные детали садовой планировки XVIII века, 300-летняя белая ива, 200-летний дуб. Некоторым пальмам в оранжереях тоже более двух веков. Отдельные деревья, утверждают хранители этого огорода, помнят Петра I, Екатерину Великую!
При нашей жизни серьезное испытание Аптекарскому огороду выпало в “лихие девяностые” ХХ века, которые упомянул ректор МГУ Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной двойному юбилею сада — 210-летию со дня покупки его университетом и грядущему в 2016 году 310-летию закладки Петром I.
— После развала Советского Союза все рушилось, и многие сады не устояли, — вспоминал Виктор Антонович. — Даже витала “идея” приватизации МГУ. Тогда и над Аптекарским огородом нависла опасность: место в центре Москвы лакомо для разного рода предприимчивых людей. Сад стал постепенно приходить в запустение и на некоторое время был вообще закрыт. Тогда в 1993-1994 годах мы с директором сада Алексеем Ретеюмом проехали по ботаническим садам и паркам Англии, других европейских стран, чтобы посмотреть, как у них устроены ботсады, как они решают свои проблемы. Мы были поражены бережностью, с какой относятся к таким объектам в странах, сохранивших богатые парковые традиции и культуру.
Стало ясно, что в нашей ситуации спасти это чудо можно только в рамках государственно-частного партнерства. Мы пошли в Росимущество, Правительство Москвы на переговоры, в результате был разработан план реконструкции, главной идеей которого стало создание устойчивого механизма внебюджетного финансирования сада для гармоничного развития всех сторон его деятельности в стремительно меняющихся условиях. У сада появились инвесторы, спонсоры, с их помощью восстановили лабораторный корпус, возвели теплицы, оранжереи. То есть не просто сохранили растения, спасли нашу жемчужину, но и начали реконструкцию сада. Построили комплекс главного входа, часть его помещений теперь сдается в аренду и приносит средства для продолжения начатых преобразований. Сейчас кроме государственного у Аптекарского огорода есть и устойчивое внебюджетное финансирование.
Декан биологического факультета МГУ академик Михаил Кирпичников полагает, что вообще это был один из первых в стране примеров удачного сочетания государственных и частных средств при реализации общественно значимого научного и образовательного проекта. “Фонды сада, — отметил М.Кирпичников, — формируются с учетом научной базы факультета, потому что сад внес существенный вклад в развитие российской и мировой ботаники, стал центром не только науки и культуры, но и высшей школы. Здесь проводят занятия ряд факультетов МГУ и других вузов столицы, а также школы. Облюбовали зеленый оазис и горожане: бывают дни, когда сюда приходят более
7 тысяч любителей природы. А ведь когда-то газета “Московские ведомости” преподнесла как сенсацию, что “сегодня ботсад посетили… 200 человек!”.
Стоит ли говорить, что такие хлопотные живые объекты держатся зачастую на энтузиазме людей, любящих и понимающих природу? Директор сада Алексей Ретеюм и ландшафтный архитектор Юрий Паршин в детстве, оказывается, вместе занимались в кружке юных ботаников, а сейчас вместе они — кудесники, создающие очередную экспозицию зеленого дома растений. Лидером в этом искусстве они считают Англию, поэтому Ю.Паршин окончил Университет Эдинбурга по специальности “Ландшафтная архитектура”. Они увлеченно рассказывают, как восстанавливали инфраструктуру, дорожную сеть, хотя ни асфальта, ни мощения в саду отродясь не было. Потому они долго подбирали материал для дорожек и остановились на крымском ракушечнике мягкого желтого цвета. Специальные деревянные настилы приподняли над землей, чтобы можно было подойти близко к цветущей сакуре и не повредить почвенный покров.
Много забот потребовал старинный пруд. Он был устроен в Аптекарском огороде в XVIII веке по технологии так называемого “глиняного замка”: дно выстлали несколькими слоями серой гжельской глины. Пруд не нуждается в дополнительной подпитке — он наполняется талыми и дождевыми водами и благодаря гидроизоляции сохраняет влагу. В середине ХIХ века прямоугольному водоему придали свободные очертания, которые сохранились до наших дней. В начале двухтысячных годов на спонсорские пожертвования починили “глиняный замок”, укрепили склоны берегов, вновь высадили коллекцию водных и прибрежных растений. И вот пруд облюбовала парочка рыжеватых огарей, которые прилетают весной, выводят в тихой заводи потомство и очень доверчиво относятся к посетителям сада, которые тихонько, стараясь не спугнуть уток, фотографируются на фоне пруда и птиц.
Гордость сада — пальмовую оранжерею, построенную в 1891 году и пришедшую в ветхость, решили сохранить, над старым каркасом вырос стеклянный купол. Особой популярностью у посетителей в ней пользуется уголок хищных растений. По субботам толпа любопытных зрителей собирается посмотреть, как плотоядные растения заманивают в свои “ловушки” насекомых. Дань истории — сад лекарственных трав, с чего и начинался Аптекарский огород. На грядках таблички со знакомыми названиями: свекла обыкновенная, тысячелистник, полынь, капуста, кровохлебка, пижма…
Надо отдать должное посетителям — никто не шумит, дети вполне адекватны обстановке, не рвут цветы. Чувствуется, что пришедшие сюда горожане ценят труд людей, посвятивших себя этому саду. Да и как не ценить?! Сколько мы ни ходили по дорожкам, горкам и тропинкам — везде можно встретить сотрудников сада, ухаживающих за своими зелеными питомцами. Над кронами деревьев хорошо видны многоэтажки, обступившие сад по периметру, но здесь — тишина и покой. Кстати, Аптекарский даже разрешает проводить у себя свадьбы, но на определенных условиях — приоритет остается за растениями.
Не обошли стороной этот оазис природы в мегаполисе информационные технологии. Еще немного — и в российском саду-долгожителе появится множество интерактивных “помощников” — цифровой путеводитель, новые таблички у растений с QR-кодами, чтобы посетители могли получить о них сведения с помощью мобильного телефона или планшета. А желающие — и разглядеть исторический вид этого места или то, как оно смотрится в другой сезон. Планируют здесь установить декоративную подсветку растений и основных дорожек, предоставить посетителям бесплатный Wi-Fi.
— А еще Аптекарский огород присоединяется к проекту создания ландшафтно-архитектурной концепции и озеленения старой и новой территорий МГУ на Воробьевых горах, — сообщил на пресс-конференции Виктор Садовничий. — Для этого при ботаническом саде планируют создать ландшафтную лабораторию. В проекте — научно-техническая долина, где будут органично сочетаться исследовательские лаборатории, современные центры коллективного пользования, спортивная инфраструктура, кампусы, концертные залы и музеи. Их объединит общее ландшафтное решение, и вся новая территория будет выглядеть как сад, как огромный экологический парк, который мы, по сути, подарим Москве.

Светлана Крымова
Фото автора

Нет комментариев