Квантовый заказ

Квантовый компьютер, в реальные возможности которого пока что мало кто верит, заказан канадской компании D-Wave Systems аэрокосмическим гигантом Lockheed Martin. Об этом предполагаемый производитель объявил в конце мая. С подробностями — Nature News.
Компьютерные эксперты с первого дня, как только в 2007 году D-Wave сообщила о том, что ею создан процессор, работающий не на бинарных, а на квантовых битах (их называют кубитами), восприняли эту информацию скептически, сомневаясь в том, что в заявленном устройстве задействована квантовая физика. Напомним, тогда будто бы 16-кубитовый процессор решал известную числовую головоломку Судоку. В одном из недавних номеров Nature канадская компания опубликовала статью с изложением некоторых деталей квантового характера, присутствующих в созданной ими системе, тем не менее полностью уверить сообщество в реальности квантового процессора, похоже, все-таки не удалось. Критики по-прежнему считают D-Wave Systems своего рода “черным ящиком”, да и внешне рекламируемый продукт выглядит как черный куб, каждая сторона которого длиной в два человеческих роста. Ну а то, что его собирается приобрести флагманская компания, по словам эксперта из MIT Скотта Ааронсона (Scott Aaronson), “еще не означает, что эта система работает”. Коммерциализируемый квантовый компьютер называется D-Wave One, и, как заявляют его создатели, он имеет 128-кубитовый процессор. Преимущество квантовых битов в том, что они, в отличие от обычных единиц измерения информации — битов, могут одновременно пребывать в разных квантовых состояниях, а не в альтернативном “1” или “0”, как это имеет место в современных компьютерах. Объединив достаточное количество кубитов путем так называемой квантовой сцепленности (она же спутанность или перепутанность), теоретически можно добиться того, что компьютер на кубитах будет проводить множество параллельных вычислений с невиданной скоростью. Квантовая сцепленность — это явление квантовой механики, при котором квантовое состояние двух или большего числа объектов должно описываться во взаимосвязи друг с другом. Но как бы ни описывались принципы нового устройства, создание квантового компьютера — дело сложное, и исследовательские группы в разных частях света, занимаясь этим, манипулируют очень небольшим количеством кубитов. В то же время квантовый компьютер, став реальностью, революционизирует способы решения проблем, перед которыми бессильны обычные компьютеры, переключающиеся из одного альтернативного состояния в другое.
По сведениям Nature News, Lockheed Martin, прежде чем сделать эпохальный заказ, изучала материалы по компьютеру D-Wave One на протяжении года. И хотя канадские изобретатели говорят о практическом применении своего детища с осторожностью, Lockheed Martin планирует использовать технологию D-Wave One для создания некой “киберфизической системы”, которая объединит программное обеспечение с сенсорами в окружающей среде, цитирует представителя аэрокосмического гиганта Тэда Мэддена (Thad Madden) Nature News. Статья канадцев в Nature демонстрирует квантовое поведение системы из 8 кубитов, которые представляют собой петли из сверхпроводящего ниобия. Энергетическое состояние всего набора элементов управляется магнитными полями, а поскольку вся совокупность кубитов находится в состоянии квантовой суперпозиции, то есть в альтернативных состояниях (что возможно в квантовом мире), она может одновременно вести поиск во множестве энергетических состояний, представляющих различные решения задачи, поясняет один из разработчиков D-Wave Systems Джорди Роуз (Geordie Rose).