Поиск - новости науки и техники

Без шума и гари. Грузовики едут в завтра.

…Как часто вам приходилось просыпаться ни свет ни заря от того, что за окном, на еще пустой улице, раскатисто тарахтит старательный мусоровоз? А снегоуборочная машина? Вопросы эти – отнюдь не праздные, ведь сладко понежиться в постели несколько лишних минут, а не нервно подскакивать от грохота и испуга предпочтет любой измученный стрессами житель мегаполиса. Что ж, вполне вероятно, вскоре ситуация изменится: уборочная и коммунальная техника станет работать тише благодаря внедрению инновационных технологий, связанных с использованием накопительных элементов нового типа и переходом на электрическую или гибридную тягу…
Стимулировать на российском рынке подобные разработки намерен тандем, сложившийся в ходе планомерного сотрудничества Фонда “Сколково” и ПАО ­“КАМАЗ”. Партнеры уже накопили достаточно большой опыт кооперации, например, создали два типа новых электробусов, испытания которых сейчас успешно проводятся в крупных российских городах. Есть и уникальная гибридная разработка – автомобиль, который может функционировать как на дизельной, так и на электротяге. Правда, не секрет, что легковыми электромобилями и гибридными авто сегодня уже мало кого можно удивить, а вот для сегмента грузового транспорта это направление все еще довольно актуально. Но при этом оно недостаточно хорошо проработано и до сих пор вызывает много вопросов. Итак, совсем недавно партнеры занялись совместной разработкой беспилотных транспортных средств, а теперь вот директор по развитию ПАО “КАМАЗ” Ирек Гумеров и вице-президент Фонда “Сколково”, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Николай Грачев объявили журналистам о запуске программы “Электрохимия-2015”, направленной на поиск, отбор и бизнес-развитие проектов по созданию инновационных технологий для экономичных и экологически чистых грузовиков и автобусов. Речь, в первую очередь, идет о новых способах хранения энергии и о водородной энергетике.
– Главная цель нашего конкурса – поиск и коммерциализация отечественных разработок, – поясняет Николай Грачев. – Мы видим, что в оте­чественных институтах, университетах, частных наукоемких компаниях по тематике накопителей, электрохимии, водородным технологиям существует значительный научный задел. Уже даже сформировался пул стартапов, которые работают в этой сфере: только в “Сколково” на данный момент есть порядка 15 резидентов, которые занимаются данным направлением. И в то же время ясно, что тематика накопителей и водородных технологий сейчас находится на пике активного развития не только в России, но и во всем мире. Одновременно на нее появился спрос, здесь заметен живой интерес и со стороны частных инвесторов. Поэтому “Сколково” возлагает большие надежды на электорохимическое направление.
В прошлом году мы проводили ряд мероприятий в рамках более широкого конкурса по электроэнергетике. В этом – решили уделить больше внимания тематике электрохимии, накопителей и водородных технологий. На примере наших участников мы видим, что действительно по этим темам в России уже формируются успешные бизнес-компании. Здесь есть не только научные команды, но начинает развиваться и расти средний бизнес. Задумавшись о том, как организовать дальнейшее развитие этого направления, мы, естественно, решили начать с поиска новых проектов. С этой целью и запускаем новый конкурс. С другой стороны, есть потребность в наличии компетентного сообщества, которое будет помогать нам их вместе развивать. В это сообщество входит целый ряд компаний, заинтересованных в данных технологиях, например ПАО “КАМАЗ”. И мы очень рады, что эта организация не только изъявила готовность стать нашим партнером по конкурсу, но и, что для нас и участников конкурса гораздо важнее, сформулировала свои потребности в сфере вышеозначенных технологий. Кроме того, к организаторам конкурса присоединилось еще несколько отраслевых компаний, российских и зарубежных, которые занимаются тематикой накопителей. Например, Panasonic, являющаяся одним из ведущих производителей накопителей в мире.
В ходе данного конкурса планируется не только заняться поиском талантливых команд, но и совместными усилиями сформировать ожидания отрасли и озвучить запрос на конкретные инновации, чтобы это не просто было множество научных статей, а люди, которые разрабатывают продукты, предлагают технологии. Естественно, мы хотим из этих заявок впоследствии совместно с нашими партнерами создать успешный бизнес. Поэтому здесь предполагаются этапы отбора и поиска проектов, а также стадия акселерации, когда организаторы состязания займутся проведением дополнительной работы с финалистами по подготовке и развитию отобранных проектов. Безусловно, мы также планируем привлечь к участию в данном мероприятии и венчурных инвесторов, чтобы наши подопечные смогли найти партнеров по привлечению инвестиций.
Прием заявок на участие в конкурсном отборе продлится до 1 октября нынешнего года. 14 октября в иннограде “Сколково” пройдет международная научно-практическая конференция, на которой будут представлены проекты финалистов. Итоги конкурса будут подведены в середине декабря, когда эксперты определят победителей программы. Но я надеюсь, что мы сможем брать в проработку проекты, которые будут приходить, и начинать обсуждение их бизнес-возможностей с нашими партнерами гораздо раньше…
В свою очередь, директор по развитию ПАО “КАМАЗ” Ирек Гумеров отметил: несмотря на то что у “КАМАЗа” наработан значительный опыт в применении электро- и гибридной тяги для своей перспективной продукции, автогигант ждет от участников конкурса новых интересных решений в области накопительной энергии: “Не секрет, что сегодняшний уровень электрических батарей для автотранспорта недостаточен для их эффективного применения в грузовиках. Надеемся, что конкурс станет драйвером новых разработок в этой области, которые найдут и свое практическое решение в будущем”. Представлявший на мероприятии компанию Panasonic Герман Гаврилов рассказал журналистам, что у компании уже имеется успешный опыт взаимодействия со резидентами Фонда “Сколково”. С ними, в частности, компания развивает сферу создания промышленных накопительных элементов на основе технологии малоразмерных литий-ионных ячеек. Кроме того, сегодня японская корпорация намерена сосредоточиться на технологиях по повышению безопасности топливных элементов.
Согласно правилам, к участию в конкурсе приглашены как отдельные физические лица, так и группы физических лиц либо юридическое лицо, подавшее заявку на участие в конкурсном отборе через сайт http://hydrogen.sk.ru. Участниками также могут быть технологические стартапы и средние инжиниринговые компании. Номинаций в конкурсе будет три: “Накопители энергии”, “Водородные технологии”, а также специальная номинация. В рамках первой будут рассматриваться проекты, связанные с перспективными химическими источниками тока, накопителями для гибридного и электрического транспорта, портативными аккумуляторами, стационарными накопителями электроэнергии, устройствами управления батареями. Вопросы водородных технологий сосредоточатся вокруг энергоустановок на базе топливных элементов, топливных элементов для транспорта, стационарных энергоустановок на топливных элементах, портативных источников тока на топливных элементах, перспективных компонентов для топливных элементов и самого водородного топлива. Специальная номинация будет посвящена разработке тяговой аккумуляторной батареи для энергоэффективных автомобилей емкостью 44 кВтч, состоящей из четырех модулей; тяговой аккумуляторной батареи для энергоэффективных автомобилей емкостью 140 кВтч, состоящей из двух модулей; тяговой аккумуляторной батареи для энергоэффективных автомобилей емкостью
210 кВтч, состоящей из трех модулей; а также перспективным системам накопления и хранения энергии.
По словам организаторов, победители конкурса получат право на грант Фонда “Сколково” в размере до 5 млн рублей без софинансирования, всяческую организационную поддержку от партнеров конкурса при внедрении своих решений в бизнес и приглашение на участие в акселерационных программах Фонда “Сколково” в 2016 году. Правда, для этого участникам придется не только представить оригинальное и перспективное научное решение, но и отработать навыки самопрезентации, выступая перед руководством крупнейших компаний отрасли, заинтересованных в подобных решениях, поработать в команде с опытными менторами и экспертами. Приятным бонусом станет бесплатное участие в выставке проектов для представителей индустрии и инвесторов.
Среди критериев оценки поступивших на конкурс проектов – наличие у предлагаемого решения конкурентных преимуществ по сравнению с существующими на рынке аналогами, вероятность достижения заявленных характеристик решения, перспективы коммерциализации продукта проекта. Отдельное внимание будет уделено самой команде, борющейся за победу: у ее членов должно быть достаточно компетенций и опыта для успешной реализации проекта и последующей коммерциализации продукта.

Анна Шаталова
На снимке (слева направо):
Альберт Ефимов, Герман Гаврилов,
Ирек Гумеров, Николай Грачев.
Фото Sk.ru

Нет комментариев