Царский размер. Львы раньше были покрупнее.

Коллекцию костей гигантского пещерного льва, возможно, одну из крупнейших в мире, собрали уральские палеонтологи во время экспедиции на юг Башкирии. Ранее останки этого древнего хищника находили исключительно на территории Западной Европы и лишь однажды в России. Об этой и других находках, сделанных нынешним летом, журналистам рассказали старший научный сотрудник лаборатории палеоэкологии Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Павел Косинцев и научный сотрудник той же лаборатории Дмитрий Гимранов на пресс-конференции в агентстве “Интерфакс-Урал”.
Экспедиционная группа во главе с Дмитрием Гимрановым работала на территории национального парка “Башкирия”, расположенного в юго-восточной части Республики Башкортостан. Около пяти лет назад местные охотники сообщили ученым о найденных в карстовой пещере лога Иманай крупных костях животных. Тогда предварительное исследование показало, что они относятся к эпохе плейстоцена.
В этом году ученые ИЭРиЖ совместно с археологами из Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН снарядили комплексную экспедицию. На месте был заложен раскоп площадью 6 квадратных метров и глубиной 60 сантиметров. В грунте ученые нашли свыше 500 экземпляров костей гигантского пещерного льва и многочисленные останки малого пещерного медведя, жившего в период позднего плейстоцена, редкие как для Урала, так и для России в целом.
По словам Дмитрия Олеговича, самое интересное крылось в том, что все эти кости лежали вместе с каменными орудиями человека. “Нам известно о многих позднепалеолитических стоянках на Урале, археологами собраны значительные коллекции каменных орудий на берегах рек и в пещерах. Но тут мы имеем дело с более древней каменной индустрией — так называемым временем мустье”, — пояснил Гимранов. В рамках нынешней экспедиции было найдено восемь мустьерских остроконечников. Примечательно, что на правой теменной кости черепа малого пещерного медведя имеется отверстие, которое, судя по форме, могло быть пробито орудием именно такого типа.
Однако каких-либо других следов пребывания человека, остатков охотничьей добычи или обработки каменных орудий не обнаружено. Это, а также однотипность оставленных предметов позволили ученым предположить, что в пещере, скорее всего, располагалось святилище. Павел Косинцев добавил, что выполненная ранее радиоуглеродная датировка костей малого пещерного медведя позволяет говорить, что человек посещал эту пещеру около 30 тысяч лет назад. Таким образом, это самое древнее из известных святилищ первобытного человека — по крайней мере, на Урале.
Остается загадкой, как и зачем попал в эту пещеру гигантский пещерный лев: затащил ли его человек или он зашел туда сам. По предварительным подсчетам, в пещере захоронено не меньше пяти или шести особей, все — крупные взрослые животные. Почему они там погибли — на этот вопрос должны ответить последующие раскопки. Но, по словам Павла Андреевича, уже сейчас уникальность этой находки неоспорима, так как до сих пор в мире такого крупного скопления останков гигантских пещерных львов известно не было.
Дмитрий Гимранов добавил: до экспедиции не было точных данных и о строении скелетов этих хищников. Из литературы известно, что этот вымерший подвид льва предположительно был в два раза крупнее своего современного собрата: имел длину до 2,5 метра без учета хвоста и высоту в холке до 150 сантиметров, весил до 500 килограммов. И хотя найденные в Башкортостане останки неполные, они все же позволят реконструировать размеры этого древнего животного и узнать его рацион питания.
Также этим летом под руководством Павла Косинцева была организована совместная экспедиция Института экологии растений и животных и Института истории и археологии УрО РАН на юг Челябинской области. Цель — поиск новых и проверка уже известных пещер на предмет того, есть ли смысл работать в них дальше. Одним из результатов стало открытие нового святилища, не столь древнего, как в Башкортостане, — возрастом около двух или трех тысяч лет. В нем находились кости как минимум двух человек, сейчас их изучают специалисты-антропологи. Видимые следы повреждений отсутствуют, и неизвестно, по какой причине там оказались останки людей.
При этом найденные кости животных появились в пещере явно не случайно. “Древние люди заносили туда определенные части скелетов косуль, части их ног, и оставляли, причем на разном расстоянии от входа. Поэтому совершенно очевидно, что это святилище”, — пояснил Косинцев. По его словам, такой тип святилища, где жертвенным животным выступает косуля, открыт на Урале впервые.
Кроме того, была исследована пещера, где ранее было найдено много костей, датированных нашим временем. Все они принадлежали животным, главным образом бурому медведю, и были расколоты человеком. С момента первого обследования и до сих пор непонятно, что это было: святилище или стоянка охотников?
“По результатам небольшого раскопа выяснилось, что явного культурного слоя там нет. Но мы обнаружили, что в эпоху мамонтов, в плейстоцене, человек туда заходил. Мы нашли каменные орудия и кости мамонтовой фауны. Очевидно, что присутствие человека там было недолгим, потому что орудий оставлено крайне мало”, — сказал Павел Андреевич. Несмотря на это, пещера по праву будет отнесена к числу палеолитических стоянок, которых на Урале известно немного.
Кроме того, в ходе челябинской экспедиции в долине реки Юрюзань была обнаружена ранее неизвестная писаница. Нарисованные древним человеком фигуры на прибрежных скалах — явление более позднее, чем живопись, например, Каповой или Игнатьевской пещер. Писаница имеет возраст несколько тысяч лет и изображает некое антропоморфное существо.
Также совершенно неожиданно в одной из пещер, расположенной рядом с уже известной Серпиевской, на стене были найдены следы красной краски. “Очевидно, что это сделал человек. Конечно, это не рисунки, и тем не менее это уже четвертая пещера, где внутри, вдали от входа, есть знаки, оставленные человеком”, — сообщил П.Косинцев. Сказать, насколько древние обнаруженные следы краски, пока сложно, потому что никаких других находок, свидетельствующих о деятельности человека в этом месте, нет.
В ближайшее время ученые планируют провести анализ всего обнаруженного в результате экспедиций палеонтологического материала. Так, кости, собранные в национальном парке “Башкирия”, будут вывезены в лабораторию ИЭРиЖ. Параллельно с исследованиями образцы некоторых костей отправят на радиоуглеродное датирование.
Уже на следующий год запланировано продолжение работ в Башкортостане, так как существует опасность повреждения культурного слоя. В целом, по мнению Павла Косинцева, первая половина полевого сезона для уральских палеонтологов прошла удачно.

Павел КИЕВ
Фото автора

Нет комментариев