Конопля из пробирки

Генные инженеры сделали дрожжи, производящие активное вещество марихуаны. Об этом сообщает New York Times.

Тетрагидроканнабинол (ТГК) используется в медицине для лечения таких симптомов ВИЧ-инфицирования и химиотерапии, как тошнота и потеря аппетита. Дрожжи могут стать стабильным источником этого психоактивного соединения, причем более дешевым, чем химический синтез. В августовском номере Nature Chemical Biology американский биоинженер Джон Дюбер (John Dueber) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley) с коллегами сообщали о дрожжевом синтезе из простых сахаров морфина. Сейчас в журнале Biotechnology Letters опубликована статья группы немецких ученых из Технического университета Дортмунда (Technical University of Dortmund), которые изучали гены конопли, участвующие в биосинтезе тетрагидроканнабинола, и создали из них конструкцию, которую внесли в дрожжи. Полученный генно-инженерный штамм стал производить активное вещество. Как отмечает газета New York Times, у авторов есть также пока неопубликованные данные о штамме дрожжей, который может синтезировать каннабидиол — другое вещество, входящее в состав марихуаны и представляющее медицинский интерес. Оба дрожжевых штамма нуждаются в молекулах-предшественниках, которые, к сожалению, не являются простыми сахарами. И тетрагидроканнабинол, и каннабидиол производятся генно-инженерными дрожжами в небольших количествах. Однако, по словам одного из авторов, биохимика Оливера Кайзера (Oliver Kayser), которые также приводит New York Times, есть надежда на то, что путем генной инженерии в конце концов удастся воспроизвести весь путь биосинтеза ТГК, а затем, объединив усилия с компанией THC Pharm во Франкфурте, можно будет наладить его производство в промышленных масштабах.
Кайзер отмечает также, что появления стабильных источников каннабиоидов, не имеющих отношения к выращиванию конопли, с нетерпением ждут европейские регулирующие структуры, которые опасаются нелегального культивирования наркотических растений. Идея использования дрожжей в качестве производителя психотропного вещества не нова. Несколько лет назад японские ученые сообщили о том, что им удалось внести в метилотрофные дрожжи вида Pichia pastoris ген одного из ферментов синтеза ТГК. За последнее десятилетие с развитием технологий генетического анализа удалось выявить все необходимые для биосинтеза этого вещества гены. Держатель патентных заявок на некоторые из них Джонатан Пейдж (Jonathan Page) из канадского Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) полагает, что они будут одобрены в 2015 году. После этого Пейдж вместе с канадской компанией Hyasynth Bio намерены начать работу над собственными дрожжевыми штаммами-продуцентами тетрагидроканнабинола.