В зоне разломов. Экономические трудности — не главная причина напряженности на Кавказе.

Продолжаем рассказ о работах, отмеченных грантами Президента РФ для молодых ученых.
В основе негативных процессов на Северном Кавказе — глубокие, фундаментальные факторы, имеющие культурно-цивилизационный характер, а не только и не столько сложная социально-экономическая обстановка. Низкий уровень промышленного производства, безработица, дотационность региона, демодернизационные тенденции — все это на Северном Кавказе присутствует. Но видеть в существующей напряженности только социально-экономическую детерминацию неверно. Такой предварительный вывод сделал небольшой коллектив ученых Ставропольского госуниверситета, проводящий исследования под руководством доцента кафедры социальной философии и этнологии СГУ доктора философских наук Бориса Аксюмова. Работа выполняется в содружестве с учеными Южного научного центра РАН.
Северный Кавказ находится в зоне сильной “социальной турбулентности”, в ареале культурных и цивилизационных разломов. Он до сих пор по-настоящему не интегрировался в общероссийское социокультурное пространство. Почему? Из множества факторов, вызывающих напряженность и конфликты в регионе, Борис Аксюмов вычленил ценностно-идеологический аспект и, получив президентский грант, занялся вместе с молодыми коллегами более глубокой его проработкой.
Почему какая-то часть населения Северного Кавказа симпатизирует идеологии террористов? Почему существуют источники пополнения их рядов? В 2009-2010 годах в рамках другого масштабного проекта “Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах Республики Молдова и Юга России”, осуществленного благодаря гранту РГНФ, в Краснодарском и Ставропольском краях, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в молодежной среде были проведены масштабные исследования. Изучался целый ряд проблем, прежде всего проблема идентичности — гражданской, цивилизационной, этнической, конфессиональной, региональной. Так что банк данных по СК, КБР и КЧР есть. И они весьма любопытны.
— Около 70 процентов молодых людей считают, что быть гражданином России для них “важно” или “очень важно”, — рассказывает Борис Аксюмов. — Но есть и другая тенденция. Наряду с гражданской идентичностью не меньшее значение имеют этническая и конфессиональная. Некоторые ученые считают гражданскую и этноконфессиональную идентичности равнозначными, даже взаимодополняемыми, во всяком случае, не противоречащими друг другу. На наш взгляд, на Северном Кавказе они конкурируют между собой.
Если человек находится перед выбором между гражданской общероссийской идентичностью и этноконфессиональной, в регионе зачастую выбор делается в пользу второй. Кроме того, полученные данные не позволяют говорить о том, что гражданская идентичность реально сформирована и что это некая фундаментальная ценность на уровне самосознания. Скорее она отражает определенную удовлетворенность действиями государства на Северном Кавказе, связанными, прежде всего, с постоянными бюджетными вливаниями. Получается, для молодых людей Северного Кавказа понятие “я — гражданин России” более абстрактно, чем “я — кабардинец”, “я — карачаевец” или “я — мусульманин”. Причем связь между этнической и конфессиональной идентичностью прослеживается очень четко.
Конечно, надо понимать, что процесс формирования идентичности очень длителен. Иногда он шел столетиями в ходе развития той или иной цивилизации или общественного устройства. Можно достаточно быстро изменить экономический строй, но нельзя на уровне сознания перескочить от патриархального уклада к постмодернистскому обществу.
Социально-экономическая ситуация в регионе изучена достаточно хорошо. А вот личностные ценности, идеология, цивилизационная идентичность, конфессиональная ситуация — гораздо хуже. Предположим, социально-экономическая обстановка в регионе станет столь же благополучной, как, скажем, в Москве. Что, терроризм, другие негативные явления сразу исчезнут? Нет. За всеми процессами здесь стоят более глубокие, фундаментальные причины, имеющие культурно-цивилизационный характер, убежден Борис Аксюмов.
Кому, как не ему, родившемуся, выросшему на Северном Кавказе, окончившему СГУ, защитившему в родном университете кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, разбираться в этих проблемах. И научная среда вполне подходящая — в СГУ много лет развивается научная школа исследований региональных процессов. Сегодня ее возглавляет Виктор Авксентьев, один из крупнейших российских исследователей Северного Кавказа, директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований (ИСЭГИ) ЮНЦ РАН. Борис Аксюмов познакомился с ним в магистратуре. С тех пор и продолжается научное сотрудничество двух ученых. Виктор Анатольевич руководил подготовкой кандидатской диссертации Бориса.
— Мне повезло, — вспоминает Б.Аксюмов. — Начав с 2006 года заниматься цивилизационной проблематикой, я выиграл небольшой грант РГНФ — поездку в Болгарию на Варненскую школу. Именно там прошла первая публичная апробация темы, подтвердившая ее актуальность. В 2008 году получил еще один грант РГНФ, уже на три года. Тема: “Конфликт цивилизаций в глобальном и региональном измерении — теоретический конструкт и эмпирическая реальность”.
Тогда же зародился небольшой творческий коллектив, работающий и поныне. Сегодня в нем четверо: Денис Лавриненко, кстати, также обладатель президентского гранта для кандидатов, представляет ИСЭГИ. Максим Попов и Андрей Лукиенко — сотрудники кафедры социальной философии и этнологии СГУ и ваш покорный слуга.
В 2009 году мы выиграли грант РГНФ совместно с АН Молдовы: “Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах Республики Молдова и Юга России”. Работа над этим проектом заставила сделать следующий логичный шаг — вычленить из множества факторов ценностно-идеологический аспект. Победа в президентском конкурсе показала верность выбранного направления исследований. Очень важно, чтобы получаемые нами результаты были интересны, нужны и полезны не только нашим коллегам ученым, но и представителям власти”.
Любопытна в связи с этим трансформация взглядов полпреда Президента России в СКФО Александра Хлопонина. Только приступив к работе в регионе, основные беды округа он связывал с социально-экономическими проблемами. Сегодня А.Хлопонин обращает внимание на другие факторы, те, что изучает Б.Аксюмов. Это было хорошо видно на заседании Общественного совета при полпреде, прошедшем в марте во Владикавказе, на котором Борис выступил с докладом. А, как известно, знание и понимание — основа верных решений.

Станислав ФИОЛЕТОВ

Нужно как воздух
Борьба с вредными выбросами — вопрос выживания
“Автомобили, автомобили буквально все заполонили” — слова из старого шлягера сегодня актуальны, как никогда. От выхлопов автотранспорта страдают все, и особенно мегаполисы. Среди них оказался и Ростов-на-Дону, насчитывающий более миллиона жителей. Автотранспорт здесь — основной загрязнитель окружающей среды. Молодой ростовский ученый Владимир Курдюков занялся исследованиями, которые направлены на то, чтобы исправить ситуацию. В 2009 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную разработке инструментария для формирования эколого-экономической стратегии снижения ущерба от автомобильных выхлопов.
Работа в этом направлении продолжается — уже по гранту Президента России для молодых ученых. Он предоставлен Владимиру для разработки эколого-экономического механизма возмещения ущерба от выбросов автомобилей.
Мы встретились с Владимиром неподалеку от его альма-матер — ныне Донского государственного технического университета (ДГТУ), который он окончил в 2005 году. После была аспирантура, где он и выбрал тему исследований, в разработке которой ему с самого начала помогает его научный наставник Л.Бадалян. Сейчас В.Курдюков преподает на кафедре “Экономика и менеджмент в машиностроении” Института энергетики и машиностроения ДГТУ.
В принципе, своими исследованиями ученый пытается ответить на вопросы, которые касаются каждого из нас. Как снизить негативные последствия от выбросов автотранспорта? Как заинтересовать городские власти в том, чтобы они активнее развивали электротранспорт, совершенствовали схему движения, ремонтировали дороги? Проблема очень сложная, комплексная, запутанная. Чтобы ее решить, в этом должны быть заинтересованы и власти, и автовладельцы. Но дело в том, что действенных стимулов, и прежде всего экономических, для этого нет.
Однако Владимир Курдюков, кажется, уже нашел подходы к тому, как изменить эту ситуацию.
— Следует создать систему возмещения экономического ущерба от фактических выбросов, — говорит он. — Они должны регистрироваться буквально на каждом транспортном средстве!
Ученый предлагает оригинальные методики расчета экономического ущерба от автомобильных выбросов, основанные на идеях концепции устойчивого развития. При этом во внимание принималась способность окружающей среды к естественной “переработке”, ассимиляции загрязнений и потенциальные расходы на элементы экосистемы для обезвреживания фактических выбросов. Большое внимание в разработках уделяется зеленым насаждениям города, способным ассимилировать вредные выбросы.
Такой подход принес довольно неожиданные результаты — сумма ущерба выходила на порядок больше, чем об этом принято говорить. Предварительные расчеты, сделанные ученым и его коллегами на основании данных 2008 года, говорят о том, что только по Ростову-на-Дону ущерб близок к 50 млрд рублей. Это сопоставимо с бюджетом Ростовской области! Конечно, в одиночку регион с проблемой перехода к устойчивому развитию не справится.
В рамках гранта В.Курдюков планирует разработать механизм распределения экономической ответственности за ущерб от выбросов автотранспорта. Часть негативных последствий, считает он, придется компенсировать автомобилистам. Для этого предстоит наладить контроль над выхлопами каждой машины. В принципе, оснастить их счетчиками выхлопных газов можно хоть сейчас. Проблема в том, что цена вопроса слишком высока. Разработка таких счетчиков, которые бы позволяли рассчитывать на массовость их применения, еще впереди. Следует создать экономическую мотивацию для того, чтобы машины оборудовались катализаторами, нейтрализаторами. В общем, сделать так, чтобы загрязнять воздух было дорого.
Ясно и другое: выхлопы резко сократятся лишь в случае, если в городах исчезнут автомобильные пробки, появятся современные многоуровневые развязки. За это уже отвечают муниципальные и региональные власти. Значительная часть экономической ответственности за ущерб должна лечь на них. В рамках своей научной работы Владимир планирует разработать механизмы мотивации, контуры экономических рычагов для решения проблемы. А его коллеги по институту ищут технические пути ее решения. Кстати, они предложили уже достаточно приемлемые по цене устройства, позволяющие отслеживать выхлопы конкретного автомобиля.
В теории все более-менее ясно. Весь вопрос — в экономической целесообразности предлагаемых новаций. По мнению ученого, на их разработку и внедрение уйдет 5-10 лет. Но это жизненно необходимо, уверен он.
Кстати, сам Владимир — автомобилист. Планируемые им изменения могут коснуться напрямую и его самого. Он к этому, в общем, готов. Более того, согласен пересесть с личной “Лады” на общественный транспорт — если, конечно, он будет удобным и четко работающим. “Власти должны предоставить достойную альтернативу личному транспорту”, — считает ученый.

Геннадий БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

Нет комментариев